Конспект занятия
«Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: Посылка с мешочками соли, тарелки одноразовые, увеличительные стекла, цветной мел, трубочки для коктейля, ложки одноразовые
Ход занятия:
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
(Стук в дверь)
Воспитатель:
- Принесли посылку.
- Ребята, хотите узнать, что у нас в посылке? (Открывают посылку, там мешочки с солью). А как вы думаете, что там в мешочках? Отгадайте загадку:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно это соль. Вот какие вы умные. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о соли и узнаем, удивительная соль или нет?
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Давайте посмотрим, как добывают соль и чем она полезна. (Презентация).
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.
Ребята, но прежде чем нам заняться интересными опытами, давайте разомнёмся.
Физминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Не кричи. Сначала посмотри и послушай, а потом повтори
3- Не толкай соседа во время работы
И так внимание.
Опыт №1
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). - Какого цвета соль? Ответы детей(Белого)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок и она белого цвета.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов).
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Возьмите ваши тарелочки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль? Ответы детей (Нет)
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Выращивание кристаллов»
Рассмотрели с детьми баночки, где уже появились кристаллы. Чтобы вырастить кристаллы соли, заранее мы с детьми за несколько дней, в две пол литровые банки тёплой воды, насыпали соли. В банки опустили веточки сосны. Через несколько дней мы заметили, что вода из банок стала испаряться, а веточки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Мы сделали вывод: (При испарении воды соль кристаллизуется.)
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
Соль можно использовать в творчестве.
Творческая работа.
Я хочу показать, еще для чего можно использовать соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
В тарелочку с солью насыпаем цветной порошок и аккуратно перемешиваем. И вот перед вами - цветная соль.
- А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете.
Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка) дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
К нам сегодня в гости пришел клоун. Он хочет, чтобы вы ему подарили красивую рубашку. (Дети по очереди ссыпают цветную соль в баночку.)
Итог занятия:
- Ребята, а где мы с вами были и в кого превращались? Ответы детей. (В лаборатории, превращались волшебников)
- А что мы там делали? Ответы детей. (Проводили опыты, играли)
Воспитатель: - Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опыта и творчества.
- Ребята, какое задание было самым трудным? Что вы не знали, а сейчас узнали? Ответы детей.
Список литературы:
Интернет ресурсы
Не трогать руками глаза.
Нельзя кричать.
Нельзя толкать соседа во время работы.