Урок "Вычитание смешанных чисел"
Тип урока – комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
. обеспечение условий для овладения алгоритмом вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
Развивающие:
Создание условий для формирования мыслительных операций,развития памяти, мышления.
Воспитательные:.
Создание условий для развития коммуникативных умений в ходе урока через работу в группе, в паре.
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация PowerPoint, мел, доска, оценочные листы, карточки – задания для работы в группах, карточки-задания для индивидуальной работы «отгадай слово»
Структура урока
Организационный момент. (1 мин.)
Проверка домашнего задания (3 мин)
Актуализация. (5 -7мин.)
Исследование . Работа в группах. (5-7мин.)
Обмен информацией. (7-10 мин.)
Физкультминутка (2 мин)
Индивидуальная самостоятельная работа. (отгадай слово) (10мин.)
Постановка домашнего задания.(2 мин.)
Рефлексия
Ход урока
Орг. Момент. Приветствие. Проверка наличия принадлежностей на партах.
II. Проверка д/з. Работа в парах. Ребята проверяют дом.упр. по готовым ответам на доске, выставляют за него отметки по критериям.
(слайд №1).
Заполняют первую оценку в оценочном листе.
Актуализация (5-7 мин.)
1) Назовите подходящие числители дробей в правой части равенства: (слайд3)
31/7 =2 */7;
52/3 = 4 */3;
84/5 = 7 */5.
2) Найдите ошибки в решении примеров, объясните их: (слайд 4)
5 7/9 + 2 2/9 = 7 9/9;
3 4/5 + 4 3/5 = 7 7/5;
4 3/5 + * = 6 1/5.
Кто-то здесь похозяйничал, стер дробь. Не могли бы вы назвать это число?
Как можно найти искомое число? (Вычитанием).(слайд 4)
Как вы думаете, на какой вопрос урока мы должны будем ответить? (Как вычитать смешанные числа?)
Сформулируйте тему урока. (Вычитание смешанных чисел). (слайд 5)
Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Сегодня на уроке мы должны научиться выполнять вычитание смешанных чисел, для достижения этой цели сначала сформулировать правило вычитания смешанных чисел).
II. Исследование (5-8 мин.)
Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности.
Задание 1.
Выполни вычитание по указанному алгоритму: 9
- 5
Из целой части числа вычесть целое число.
К оставшейся целой части прибавить дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из смешанного числа натурального числа.
Подготовить отчет группы.
Задание 2.
Выполните вычитание по указанному алгоритму: 5
- 
Из дроби вычесть дробь.
Выполнить сложение целого числа с получившейся дробью.
Сформулируйте правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.
Подготовьте отчет группы.
Задание 3.
Выполните вычитание по указанному алгоритму:8
-3 
Из целого числа вычесть целое число.
Из дроби вычесть дробь.
К оставшемуся целому числу прибавить оставшуюся дробь.
Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.
Подготовьте отчет группы.
Задание 4.
Выполните вычитание по указанному алгоритму: 7 –
.
У целого числа занять единицу и раздробить ее в доли вычитаемого.
Из неправильной дроби вычитается дробь (вычитаемого).
Получившийся остаток дроби прибавляется к остатку целого числа.
Сформулируйте правило вычитания дроби из целого числа.
Подготовьте отчет группы.
Задание 5.
Выполните вычитание по указанному алгоритму:
- 
У целого числа занять единицу и единицу вместе с дробью обратить в неправильную дробь.
Из получившейся неправильной дроби вычесть дробь (вычитаемого).
К оставшемуся целому числу прибавить оставшуюся дробь.
Сформулируйте правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого меньше дроби вычитаемого.
Подготовьте отчет группы.
III. Обмен информацией (10-12 мин.) Примеры из карточек выписаны на доску. Представитель от каждой группы записывает решение на доску и формулирует правило
Мы рассмотрели различные правила вычитания. Что общего у них? (Отдельно вычитаются целые части и дробные части).
Обратите внимание на задания 5 и 6. Сформулируйте общее правило вычитания смешанных чисел. (слайд6)
Чтобы вычесть смешанные числа, надо:
вычесть отдельно их целые и дробные части;
если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, “занять” единицу из целой части.
IV. Применение (10-12 мин.)
Вернемся к нашему примеру и, применяя правило, найдем число, предполагая, что равенство верноеслайд7)
6 1/5 – 4 3/5 = (5 – 4) + (11/5 - 3/5) = 1 + (6/5 – 3/5) = 1 3/5.
Как убедиться, что вычитание выполнено верно? (Сложением). Сделайте проверку.(слайд8)
V. Физкультминутка.
VI. Задание.
Решите примеры и расшифруйте фамилию греческого монаха, ученого-математика, который в XIII веке ввел название “числитель” и “знаменатель”:
П 13 3/11 – 9;
А 7 3/8 – 2/8;
Д 7 – 3/8;
Л 6 6/11 – 52/11;
Н 2 – 17/8;
У 7 5/9- 27/9.
Первые четыре примера можно подробно не расписывать, последние два решить. (ПЛАНУД).(слайд9)
В оценочные листы выставляют оценку за разгаданное слово.
6 букв – 5
5 букв – 4
3-4 буквы – 3
V. Домашнее задание (2-3 мин.)(слайд11)
VI. Рефлексия (2-3 мин.)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие из предложенных вам случаев вызвали наибольшие затруднения?
Оцените свой успех на сегодняшнем уроке.