Класс: 3
УМК: «Планета знаний»
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Если в корне две безударные гласные …»
Цель: создать условия для формирования орфографической зоркости при написании слов с двумя безударными гласными в корне; уметь пользоваться разными способами проверки слов с безударными гласными в корне.
Задачи: учиться ставить и решать орфографическую задачу в соответствии с предписанием правила и осуществлять орфографический контроль; учиться объяснять правописание слов с двумя безударными гласными в корне, находить два проверочных слова;
- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корне слова;
- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корне слова;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.
Формирование универсальных учебных действий:
регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- работать по алгоритму, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии адекватной оценки и определять степень успешности своей работы;
познавательные:
- работать с информацией, представленной в разных формах ;
- осуществлять анализ и синтез («лишнее слово», группы слов);
- строить рассуждения;
коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности
Поприветствуем друг друга улыбкой. Проверили готовность. Настроились на позитивную продуктивную работу.
Алгоритм
Начинаем наш урок русского языка с высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»
- Как понимаете смысл цитаты?
- Почему важно хорошо знать свой родной язык?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Начнем с 1) минутки чистописания. Прочитайте слово аллегория. Это понятие из области литературоведения: когда одно явление изображается через другое, например, в баснях, в мифических рассказах. Человеческие качества раскрываются в образах и поведении животных, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметов, приобретая переносное значение. Например, лев – образ силы, власти, царственности; лиса – хитрости, коварства, обмана; заяц – трусости.
Выпишите из этого слова только гласные буквы (а е о и я).
Чем интересны эти буквы? (В слабой позиции (в безударном положении) требуют проверки).
Предположите тему урока.
2) Работа со словами. Прочитайте слова. Определить звук в слабой позиции (безударный слог)
[иэ] [иэ] [а] [и] [а] [а] [а] [а] [а]
Ос…нь, ул…тают, хол…д, л…ства, кр…я, д…лёкие, стр…на, ст…р…на.
Запишите в тетрадь эти слова, обозначая гласные звуки буквами.
Что общего во всех словах (по какому признаку можно объединить)? В какой части слова эти гласные? Следовательно, тема урока: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
3) Алгоритм.
Давайте вспомним алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова.
Расстановка частей алгоритма в нужном порядке. Работа по алгоритму (проверка слов) по группам.
III. Выявление места и причины затруднения (алгоритм).
Сторона – 2 безударные гласные в слабой позиции.
Цель урока: найти способ проверки 2-х безударных гласных в корне слова
Тема урока: правописание двух безударных гласных в корне слова.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Работа по учебнику – упр. 30, стр.98.
/По заданию/
Как же надо поступать, чтобы доказать, какие буквы надо писать в словах, в которых две безударные гласные? [подбирать два проверочных слова].
2) Работа с алгоритмом (по группам)
Физкультминутка
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1) Прочитай слова:
З…рно, х…л…док, зв…рек, г…рчит, з…л…нит, т…рист, к…л…сится, п…теплело.
Что объединяет все слова?
На какие две группы можно разделить?
Спиши слова, работая по алгоритму в парах.
2) Проверка на доске.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (индивидуальная)
1) Прочитай словосочетания:
седая б…р…да
спелый к…л…сок
шумно в…с…лился
яркая п…л…са
звонкий г…л…сок
Какая орфограмма? Как правильно написать (работа по алгоритму).
- составьте предложения
- постарайтесь запомнить
- ориентируясь на первое слово, запишите словосочетания
- проверка.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1)Работа со словарём. стр.98, упр.32
2)Исправь ошибки (групповая работа)
Саленный, дарагой, лисник, маладой, колбаса .
Проверка на доске.
Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания? (Правильно писать слова с двумя безударными гласными в корне слова в диктанте, в предложениях, сочинениях в школе, в повседневной жизни).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Какую цель ставили в начале урока?
Достигли ли мы цели урока?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас получилось?
Оцените свою работу на уроке.
Выберите вариант утверждения.
(Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу объяснить одноклассникам.
Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корне слова.)
Дом. Задание: на выбор
- стр. 98, упр. 33;
- найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественной тексте.