Конспект урока по литературному чтению. 3 класс
Тема: «И. Крылов. «Ворона и лисица»»
Цели : познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
- дать образец выразительного чтения басни.
Задачи урока:
Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.
Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Оборудование:
Литература:
Ход урока:
Организационный момент
- На улице светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение басни.
Речевая разминка

- Прочитайте медленно
- Прочитаем так, как пишем, орфографически
- Прочитайте медленно, затем с ускорением

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с еще одной басней И. А. Крылова – «Ворона и Лисица»

- Давайте же вспомним. что такое басня?
- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица» мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.


Работа по теме урока
- Понравилась ли вам басня?
- Что было непонятно?
- Какие слова вам встретились впервые?
-Прочитайте самостоятельно басню и отметьте эти слова.
(слайд )
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока
- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) Слайд
- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? ( Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым.
- Ребята, а вы любите ходить в театр?
- Давайте, мы с вами сейчас поиграем в театр. Попробуем изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.
Рефлексия
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
Подведение итогов урока
- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
- В чем сила басен И.А. Крылова?
Вот и подошел к концу наш урок.
- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.
Оценки (комментирование)
Выучить басню наизусть