Конспект урока по окружающему миру.
3 класс.
/учебник Н.Ф.Виноградова. «Начальная школа XXI века»
Учитель :Муратшина Рамиля Сагитовна
Тема урока: «Как животные приспосабливаются к условиям жизни».
Представление о результатах:
личностные результаты:
-формирование представления о признаках приспособления животных к окружающей среде;
-развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости
метапредметные результаты:
- регулятивные УУД планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- познавательные УУД анализ текста, с выделением признаков приспособления животных к окружающей среде
- коммуникативные УУД умение работать в группах, договариваться и приходить к общему коллективному ответу
предметные результаты:
признаки приспособления животных к окружающей среде
Цель урока:
формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению признаков приспособления животных к окружающей среде
Задачи:
-научить определять признаки приспособления животных к окружающей среде;
- продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, УМК «Школа 21 века» (учебник окружающего мира), тексты (специально подобранные к уроку)
Ход урока.
1 .Организационный момент.
Здравствуйте, взрослые,
Здравствуйте, дети!!!
Оглянитесь вокруг
Всё прекрасно на свете!!!
Улыбнитесь Вы мне,
Гостям и друг другу
Пусть все улыбки пройдут по кругу!!!
Настрой:
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
2.Повторение пройденного и проверка знаний.
Проверка д/з ( сообщения учащихся «Что случилось бы на Земле, если
организмы перестали бы размножаться»)
- Расскажите как размножаются птицы.
- Что делают птицы, чтобы вырастить птенцов?
- Какие животные имеются у вас дома?
- Появляется ли потомство у животных, живущих у вас дома?
Игра «Семья»
- Назовите каждому взрослому животному его детенышей и расскажите, как оно заботится о потомстве.
Учитель демонстрирует картинки животных , учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
- медведь
- волчица
- заяц
- слон
- лиса
-белка
Ёж
4. Игра «Кто я?»(работа в группе)( вспомним работу в группе) правила на доске
(учитель зачитывает описание животного, а учащиеся должны угадать
животное и найти соответствующую картинку)
шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на
деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и
личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым,
голодным и злым» Медведь.
пискнет мышь- и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, я днем люблю отдохнуть.
Часто меня называют рыжей плутовкой.» Лиса
лил мягкой травкой и пузом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю
несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только
потом прыгаю в свой домик. Зимой , чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою
шубку». Заяц.
меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска – полосатая. У меня много врагов:
тигры , львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я другие мои
родственники объединяются в группы. Я занесена в Красную книгу». Зебра
* « Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см),служит мне шестом и зонтиком позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки , которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями , сухими грибами ,орехами». Белка
* «Тело у меня необыкновенно тяжёлое, оно может весить как большой грузовик. Именно для этого , чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь .Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». Слон
* « Я живу в зарослях тропического леса, где солнечные лучи тонкими полосками пробиваются сквозь кроны густых деревьев. Поэтому моя шкура покрыта полосками, похожими на эти блики света. Я сильный зверь. Питаюсь кабанами , оленями, антилопами. Чтобы утолить голод мне нужно около девяти килограммов мяса в день». Тигр
« Я сильное животное. Мой рёв подобен грому, а грива придаёт мне грозный вид. Живу я в теплых странах, в песчаных местах, поэтому шкура у меня песчаного цвета . Днём я чаще сплю, а ночью охочусь на зебр, газелей и антилоп. Хоть я и царь зверей, но легко поддаюсь дрессировке и могу выполнять разные номера в цирке». Лев
Как можно назвать одним словом этих обитателей ? (Животные)
Животные говорили о себе.
О чём говорили они?
-Что узнаем?
-Какие задачи будут?
-Научимся в каких условиях они живут, чем питаются , где живут.
-Научимся любит и охранять животных.
-О том, как приспосабливаются к жизненным трудностям животные, которые живут в природе, мы сегодня поговорим на уроке.
-И тема сегоднешнего урока: Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
5..Работа по теме урока Презентация к уроку.
6.Работа по учебнику. С. 107
7.Работа в парах.( Закрепление ) правила. 4 вопросаС стрелками соеденяем правильные ответы.
1. Какие жилища устраивают животные, чтобы пережить долгую зиму?
2. Чем занимаются животные в преддверии зимы и с ее приходом?
Улетают в теплые края (ласточки);
Залегают в спячку (медведь, еж, мышь, барсук);
Кормятся запасами (бобры, белки);
Передвигаются в поисках пищи (заяц, волк, лиса).
3. Как меняется внешний вид животных?
Меняется окрас (белка, заяц);
Мех и оперение становятся гуще (олень, белая куропатка, глухарь).
4. Как легче прожить животному – одному или в группе?
Семья (муравьи);
Колония (северные птицы);
Стадо (кабаны);
Косяк (рыбы).
8. Физминутка
9. Работа в группах (каждая группа детей получает проблемную ситуацию, которую обсуждают, зачитывают и объясняют)
а) Гигантские панды (бамбуковые медведи) жили в лесах Гималаев. Но вот в леса пришли люди и стали расчищать место для земледелия. Панды погибли. Почему?
Вывод: человек уничтожает места обитания животных.
б) В реках Америки проживало большое количество аллигаторов (крокодилов). Человеку понравились изделия из кожи этого животного, и крокодилы почти исчезли из рек Америки. Почему?
Вывод: неразумная охота и промысел животных приводит к их уничтожению.
в) На поле, которое распахал человек, выросла пшеница. Но полевые животные – мыши и кроты часть зерна съедали. Взял человек и обработал поле ядом. Погибли не только мыши и кроты, но и редкие насекомые: жужелица краснотел, жук-олень, кузнечики, которые жили вблизи поля. Почему?
Вывод: неосторожное применение ядов и химических веществ уничтожает всех живущих поблизости животных.
г) Приходят люди на прогулку в лес, поле, на луг, на водоем. Ловят бабочек, стрекоз, делают из них коллекции. А через несколько лет эти животные исчезают. Почему?
Вывод: неразумное собирание коллекций ведет к исчезновению животных.
Почему исчезают животные?
Уничтожение человеком мест их обитания;
Неразумная охота и промысел;
Неосторожное применение ядов и химикатов;
Неразумное собирание коллекций.
10 Закрепление изученного.
1. Работа с рубрикой « Этот удивительный мир» с. 109.
2. Беседа по вопросам:
- Как животные спасаются от опасности? Приведите пример.
- Как находят пищу? Пример.
- Как устраивают жилище?
- Как животные приспосабливаются в холодное время года?
- Почему многие животные делают запасы корма?
- Почему животные живут семьями, стадами, колониями? Приведите примеры.
- Почему некоторые животные имеют яркую окраску?
11. Работа тетради .
- Выполните задание № 166, 167
12. Закрепление пройденного (тренинг).
Вопросы:
Жилище белки (нора, берлога, дупло);
Что запасают на зиму бобры? (орехи, ветки, желуди);
Летом серый, зимой белый (волк, заяц, белка);
Группа рыб (семья, стадо, косяк);
Территория, на которой запрещены охота, сбор трав, купание (заказник, заповедник, национальный парк).
13. Проверка работ.
Встаньте, пожалуйста, у кого нет ошибок. Какую оценку вы себе поставите?
Встаньте, пожалуйста, у кого есть одна ошибка. Какую оценку вы себе поставите?
Спасибо, ребята, вам за хорошую работу на уроке
14 Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что же помогает животным приспосабливаться к условиям жизни?
15.Домашнее задание.
Подготовить сообщение «Как звери и птицы запасают корм»,
« Как животные общаются».
Учебник с.107-109.
Рефликция.«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Давайте приклеим яблоки на яблоню.
- Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.