СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией "Зимородок".

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме Части речи»

Русский язык

Урок 97. ЧАСТИ РЕЧИ

Тема: Части речи.

Цель: формировать умение распознавать самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сло­ва — названия предметов, слова — названия признаков, слова - названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.

Оборудование: фотография зимородка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Карточка

Дни стали ненастные, ночи х...лодеют. На ог…родах нач…ли убирать ов...щи. Сначала убрали ...гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных ру­башках. Потом сняли ябл...ки-матрёшки. Убрали репу, м...рковку, свёклу... . Одна к...пуста осталась. Она х...лода не боится.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске. Можно ли назвать их текстом?

  • Как можно озаглавить текст?

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Вы­полняется устно.)

III. Словарная работа. Работа со словарным словом месяц.

  • Значение слова: месяц как небесное светило и месяц как 1/12 часть года.

  • Напишите слово. Обозначьте орфограмму и ударение.

IV. Самоопределение к деятельности

  • Назовите в тексте имена прилагательные. Докажите.

  • Найдите в тексте глаголы. Докажите.

  • Какие части речи мы будем распознавать на уроке?

V. Работа по теме урока

1. Работа со стихотворением «Казачья колыбельная».

Упр. 71 (с. 43) - письменное выполнение.

  • Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни». Спишите.

  • Какая музыка подойдёт к этим строкам: тихая, быстрая, спокойная, громкая, задорная, нежная, весёлая? Почему?

  • Какими частями речи являются выделенные слова? Что они обозначают?

Младенец, месяц, колыбель  -  существительные.

Ясный  -  прилагательное.

Смотрит  -  глагол.

  • В каком ещё значении употребляется слово месяц? Подберите к нему синоним.

(Месяц  ещё употребляется в значении – часть года. Синоним - луна.)

2. Письмо по памяти. Части речи.

Упр. 72 (с. 43) - письменное выполнение.

(Коллективное выполнение устного задания. Письмо по памяти — самостоятельно, затем проводится проверка в парах по тексту учебника.)

– Прочитайте стихотворные строки.

– Какие картины вы представили себе, читая каждое предложение? Определите части речи
выделенных слов.

– Запишите первое предложение по памяти.

3. Развитие речи. Работа с текстом.

Упр. 73 (с. 43) - письменное выполнение.

(Коллективное выполнение. Учитель показывает фотографию зимородка. Учащиеся читают описание из текста упражнения, озаглавливают текст, списывают описание птицы.)

  • Прочитайте.

  • Определите тему и главную мысль текста. (Тема: описание зимородка.

Главная мысль: описание зимородка.)

  • Придумайте к нему заголовок. (Зимородок.)

  • Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один из данных вопросов: кто? что? какой? какая? какое? что делает? К какой части речи относится каждое из этих слов?

Кто?  Зимородок, птица  -  существительное.

Что?  Палочка, брюшко, спинка  -  существительное.

Какой?  Длинный, прямой  -  прилагательное.

Какая?  Ярко-зелёная, красивая  -  прилагательное.

Какое?  Оранжевое  -  прилагательное.

Что делает?  Хватает, летит -  глагол.

  • Спишите первое предложение и предложение, в котором даётся описание внешнего вида птицы. (Летит над речкой зимородок.  Очень красивая птица:  брюшко оранжевое, спинки ярко-зелёная, а нос длинный и прямой, как палочка.)

VI. Физкультминутка

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

VII. Закрепление изученного материала

Карточка

  • Прочитай слова.

Сказал, белый, девочка, железный, завод, ракета, запевать, хлопуш­ка, далекая, пересолить, грибное, дочитает, работа, гладит, беседа, стре­лять, слово, медовый, глоток, письмо, торговый, записал.

Уровень А. Поставь к словам вопросы. Вспомни, как называется часть речи, отвечающая на вопросы:

  1. Кто? Что?-...

2. Какой? Какая? Какое? Какие? - ...

  1. Что делает? Что сделает? — ...

Уровень Б. Определи, какие это части речи.

Уровень В. Распредели слова в три группы. Каждую группу пиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по три слова.

VIII. Рефлексия

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

  • Что не получилось?

- Где допустили ошибки?

  • Кому нужна помощь учителя или товарищей?

IX. Подведение итогов урока

  • Какие части речи мы распознавали на уроке?

X. Домашнее задание

  • С. 42, упр. 72. Запись по памяти второго предложения стихотворения.

  • Выучить новое словарное слово месяц.



Карточка

Дни стали ненастные, ночи х...лодеют. На ог…родах нач…ли убирать ов...щи. Сначала убрали ...гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных рубашках. Потом сняли ябл...ки-матрёшки. Убрали репу, м...рковку, свёклу... . Одна к...пуста осталась. Она х...лода не боится.


Карточка

Дни стали ненастные, ночи х...лодеют. На ог…родах нач…ли убирать ов...щи. Сначала убрали ...гурцы-голыши. Потом лу(к,г) в бумажных рубашках. Потом сняли ябл...ки-матрёшки. Убрали репу, м...рковку, свёклу... . Одна к...пуста осталась. Она х...лода не боится.

Карточка

  • Прочитай слова.

Сказал, белый, девочка, железный, завод, ракета, запевать, хлопуш­ка, далёкая, пересолить, грибное, дочитает, работа, гладит, беседа, стре­лять, слово, медовый, глоток, письмо, торговый, записал.

Уровень А. Поставь к словам вопросы. Вспомни, как называется часть речи, отвечающая на вопросы:

  1. Кто? Что?-...

2. Какой? Какая? Какое? Какие? - ...

  1. Что делает? Что сделает? — ...

Уровень Б. Определи, какие это части речи.

Уровень В. Распредели слова в три группы. Каждую группу пиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по три слова.


Карточка

  • Прочитай слова.

Сказал, белый, девочка, железный, завод, ракета, запевать, хлопуш­ка, далёкая, пересолить, грибное, дочитает, работа, гладит, беседа, стре­лять, слово, медовый, глоток, письмо, торговый, записал.

Уровень А. Поставь к словам вопросы. Вспомни, как называется часть речи, отвечающая на вопросы:

  1. Кто? Что?-...

2. Какой? Какая? Какое? Какие? - ...

  1. Что делает? Что сделает? — ...

Уровень Б. Определи, какие это части речи.

Уровень В. Распредели слова в три группы. Каждую группу пиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по три слова.