СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих".

Планируемые результаты: Предметные :владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные:Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют,классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе.»

Конспект урока русского языка, проведенного в 3 «б» классе

Учитель начальных классов Абрамова Ольга Сергеевна

ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Педагогическая
цель

Создать условия для умений правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные
результаты

Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют,
классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий

Основное содержание

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма. Антоним. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных»

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 31–32. Мультимедийная презентация, интерактивное пособие «Русский язык. 3 класс».


Сценарий урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!(Да)
-Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.(слайд 1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Актуализации знаний.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Кто из вас сейчас, ребята,

О нём может рассказать?

- Говорят, оно умеет,

Если надо изменяться…

Может, вы расскажете?(слайд 2)

Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан. (слайд 3)

– Что общего во всех словах?

– На какие III группы разделили бы слова?

- А теперь давайте с вами

Поиграем со словами.

Говорят, у них есть Род.

Каждый нам их назовёт.

В руки карточки возьмите,

Нужный род нам покажите.

- Какие знания вам сейчас пригодились?

– Разделите на II группы.

- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.

- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?

Рассказывают о существительном, как части речи, об изменении существительных по числам, по команде вопросов.









Имена существительные.


По роду.


Показывают карточки.


О роде имен существительных.

С Ь и без Ь.

Показатель мягкости согласного и разделительный.

Формулируют тему урока.

Проявление внутренней потребности к построению учебных действий

III. Этап выявления места и причины затруднения.

– Вы о жителях страны многое узнали

И сегодня на уроке дружно отвечали.

Но в стране волшебной этой

Есть ещё один секрет.

- Откроем его?

- Как назвать, одним словом?

- Часть суток с вечера до утра, (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова. (Слайд 4)

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?

Учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях.

















Выдвигают свои версии.

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

IV. Целеполагание.

- А как нам получить новое знание?

- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?

(существительные с шипящим на конце слова).

(Слайд 5 – выбор действия)

(Слайд 6)

Узнать "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"(Слайд 7)

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа со словами, с правилом.

- Я предлагаю поработать в группах. Учащимся раздаются листы-помощники с планом .Далее работа организуется по формулированию правила.

Лист - помощник.

1.Прочитайте слова :Ночь, ключ, печь, борщ, мышь, речь, скрипач, дочь, плащ.

2.Определите род имён существительных.

3.Посмотрите, у существительных какого рода пишется мягкий знак?

4.Сделайте вывод.

Вставьте пропущенные слова в правило:

В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ______________ _____________ мягкий знак.

На конце имён существительных мужского рода _________________________мягкий знак .

- Прочитайте, что у вас получилось.(Ответы учащихся).

- Где мы можем проверить? ( Нам поможет учебник.)

- Откройте учебник на странице 31. и прочитайте правило.

- Какой вывод сделаете?( Мы верно составили правило.)

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Какой следующий этап вашей работы? ( Потренироваться в умении пользоваться правилом.)

Решают проблему в группе.


Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой.










Отвечают на вопросы.

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смыслового чтения; делают
выводы; осуществляют классификацию

2. Работа по карточкам

Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

(Слайд 8)

Находят ошибки, исправляют, доказывают свой выбор.





Двое детей работают с интерактивным пособием.

Формулируют собсвенное мнение и позицию; осуществляют анализ, самопроверку.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Предлагает самостоятельно выполнить упражнение, организует коллективную проверку

Списывают словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясняют орфограммы.

Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно-

1. Орфограммы
(упр. 53)

Организует самостоятельную работу учащихся.

- Что еще узнали о Ь на конце имен существительных после шипящих?

(Это орфограмма!)

Указывают род имен
существительных

вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы

2. Самоконтроль с проверкой по эталону.

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание: возьмите листочек в клетку. Я буду диктовать слова. Если в слове есть мягкий знак, то вы его записываете (в клеточку),если в слове он не пишется, вы ставите в клетку нуль.(На доске показать обозначение).- Вам понятно задание?

Слова для записи:

РОЖЬ,ПЕЧЬ,ДОЧЬ,

МЫШЬ,МЯЧ,ДУШ,

ТУШЬ,ПОМОЩЬ,РОСКОШЬ

ПЛАЩ,ЛЕЩ,ВЕЩЬ,
ЛОЖЬ,МЕЛОЧЬ,РЕЧЬ

- Закрасьте цветным карандашом клетки с мягким знаком. Что вы видите? ( Если задание выполнено правильно, то получится цифра " 5").

-Проверьте свои результаты.

- Кто из вас ошибся?

-Сделайте вывод.( Нужно ещё потренироваться.)

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод.( Мы всё хорошо усвоили.)

- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".(Слайд 9,10).

- Так о какой роли Ь мы узнали сегодня на уроке?

Выполняют упражнение.








Выполняют задания, осуществляют самопроверку.









Ь- указывает, что имена существительные женского рода.

Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

- (слайд 11)Как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

1. Это имя_______________________________?

2. Есть ли _____________________звук на конце слова?

3.Определяю _________________.

4. Слово стоит в ____________________форме?

5. Женский род – _______, мужской род – ______

-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь цели?

– Закончите предложения (слайд 12).

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание: упр. 55, правило на с. 31, памятки.

Дает комментарий к домашнему заданию

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития