ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Конспект открытого занятия по окружающему миру на тему:
«Животные и их детёныши»
с использованием здоровьесберегающих технологий
Подготовила и провела
учитель высшей категории
Назакова В.Э.
г. Фурманов
2015-2016г.
Аннотация занятия на тему «Животные и их детёныши»
Занятие проводилось в предметно-развивающей среде, кабинет развития и коррекции для особых детей со сложной структурой дефекта.
В 6 «А» классе со сложной структурой дефекта обучается 5 человек в возрасте от 10-12 лет. Среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость использования здоровьесберегающих технологий обучения.
На данном занятии, использовались следующие здоровьесберегающие технологии: су-джок терапия; артикулярный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; компьютерные технологии. Все вышеперечисленное делает занятие эмоционально окрашенным, динамичным и разнообразным. В процессе коррекционного развития рассматриваемой категории детей здоровьесберегающим технологиями отмечается: повышение работоспособности и выносливости; развитие психических процессов; укрепление функции зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности; снижение уровня заболеваемости; увеличение уровня социальной адаптации.
Цель: систематизировать, уточнять и расширять знания обучающихся по изученной теме с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать номинативную лексику по теме «Животные и их детеныши»; активизировать словарный запас по изученным темам; закреплять умение согласовывать существительные в форме единственного и множественного числа именительного падежа; упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят; формировать обобщенные представления о животных.
Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую моторику; укреплять артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух и восприятие; умение ориентироваться в пространстве;
Нравственно-воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия; формировать волевые качества; воспитывать у детей чувство любви к животным, желание им помогать.
Матернал и оборудование — развивающая зона кабинета развития и коррекции для особого ребёнка со сложной структурой развития, массажные дорожки, интерактивная сенсорная панель «Солнышко», тактильная панель, су-джок-массажеры.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Психологический настрой.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг.
Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами: руки вверх поднимаем, пальцы расставляем в стороны. У солнца много лучей, которые своим светом радуют всех. Улыбнёмся друг другу.

II Основная часть
Объявление темы.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в сказочную страну животных, и в этом нам поможет волшебное пёрышко.
Развитие направленной воздушной струи
Давайте дунем на пёрышко. Дети стоят напротив пёрышка. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на пёрышко, не раздувая щёк.
1. Первая станция «Гимнастическая».
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для язычка
Чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные.
«Зайчик»
- Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.
(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)
«Медведь»
- За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.
(Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать 5 секунд.)
«Лиса»
- Как будто колобок лежит на губе, слижу его «чашечкой» в ротик себе.
(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)
Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (7 раз).
Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
2. Следующая станция «Речевая»
Речевая гимнастика.
Су – су – су
Белку видели в лесу.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо-громче-громко)
Са –са –са
Вот бежит лиса.
Чистоговорку дети произносят с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно)
3. Мы находимся на станции «Загадкино»
- Ребята отгадайте загадки:
1.Летом шубку серую, а зимою белую
Носит попрыгайчик – боязливый ... (зайчик)
2.Под соснами, под елками
Ползет клубок с иголками... (ёжик)
3.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой... (медведь)
- О ком мы сейчас отгадывали загадки?
- О зайчике, ёжике, медведе.
- Это животные дикие или домашние?
- Дикие
- Почему мы их называем дикими?
- Потому что они живут в лесу.
- Давайте отгадаем ещё загадки.
Грациозна и красива,
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой
Кто красавица? (Лошадка).
Я хозяину служу-
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю (Собака)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!( Корова)
- О ком мы сейчас отгадывали загадки?
- О лошадке, собачке, корове.
- Это животные дикие или домашние?
- Домашние.
- Почему мы их называем домашними?
- Потому что они живут у людей дома. Люди за ними ухаживают
- Молодцы!
5. Станция «Словесная».
Словесная игра «Доскажи словечко»
Учитель читает стихотворение, дети, договаривая фразы называют детенышей диких животных.
Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.
За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)
За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)
За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)
За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)
6. Станция «Массажная»
Массажная дорожка.
Детям надеваются маски животных (волк, зайка, лиса, медведь).
- Пройдём по лесной дорожке, как волк (вытянув руки перед собой).
- Пробежимся по нашей тропинке, как зайка (руки вверх).
- Идём по дорожке, как лиса (покачивая туловищем в стороны и подняв голову).
- Пройдём по дорожке, как мишка косолапый ( вперевалочку).

7. Станция «Игровая»
Интерактивная сенсорная панель «Солнышко».
Игра «Мамы и детёныши».

Пальчиковая гимнастика
Наши пальчики устали искать мам для детёнышей, пусть они отдохнут.
Тактильная панель: Кузнецова Катя, Ильичёва Арина.

Тренажёр для крупной моторики: Миронова Юля.

«Су-джок-массажер» Крайнев Артём.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
III Динамическая пауза
Звериная зарядка
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
IV Рефлексия.
К сожалению, наше путешествие подходит к концу.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
С помощью смайликов оценим наше настроение. И будем ждать новых интересных заданий.