СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности. «Смотрю на мир глазами художника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование уважительного отношения к истории и культуре народов России. Знакомство с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.

Планируемые результаты:

  • предметные:

- Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

- Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

- Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

- Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

- метапредметные:

- Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

- Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

- Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

- личностные:

- Развитие эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, ценностных ориентиров. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности. «Смотрю на мир глазами художника».»

Тема занятия: «Добрым людям на загляденье».

Цель: Формирование уважительного отношения к истории и культуре народов России. Знакомство с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи.

Планируемые результаты:

  • предметные:

- Сравнивать форму и украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

- Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

- Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

- Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

- метапредметные:

- Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

- Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

- Формирование регулятивных компетенций – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

- личностные:

- Развитие эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, ценностных ориентиров.

Характеристика видов деятельности учащихся:

В ходе занятия обучающиеся получат возможность:

- Рассуждать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда.

- Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды зависят от её назначения и от материала.

- Овладевать навыками и техникой гжельской росписи.

- Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды.

Оборудование: кисти, баночки с водой, палитра, фотографии и рисунки гжельской керамики, бумажные круги (тарелочки); аппликационный материал для объяснения чередования ритмов, палитры, аудиозапись русской народной музыки, гжельская ваза, кукла Петрушка, тесёмочки.

План занятия:

1. Проверка организации рабочих мест.

2. Беседа о красоте гжельской керамики.

3. Объяснение последовательности упражнений.

4. Выполнение упражнения.

5. Объяснение вариантов ритмического расположения элементов.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Выставка работ. Коллективное обсуждение.

8. Итог урока.

Ход занятия проходит в игровой форме.

«Прозвенел звонок сейчас,

За работу, в добрый час!»

1. Проверьте, ребята: баночки с водой и краски – справа; круги бумаги– слева; палитра – перед вами.

Кто догадался, о чем пойдет речь? Что вам предстоит узнать о посуде? У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы с вами поговорим о посуде. А из каких материалов делают посуду? Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? Это керамическая посуда. Из какого природного материала она сделана? Действительно ее делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью. Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда. Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? А кто из вас знает, как называется набор посуды? Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права? Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные). Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера. Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки). Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив. Мастер Постройки помогает создать форму. Мастер украшения придумывает узор. Ребята, как вы думаете, где производят посуду? Есть много городов, сел, деревень, заводов, где создают посуду. А мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель.

2. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к народным мастерам. Как бы вы назвали наше занятие? А я предлагаю назвать «Добрым людям на загляденье». Народные мастера творили свои изделия для всех людей. Сегодня мы отправимся в сказочное место. Оно называется Гжель. Посмотрите, какие прекрасные сказочные вещи делали мастера, которые жили в Гжели. Это место недалеко от Москвы. Давным-давно, почти 700 лет назад, в этом месте нашли особую белую глину, из которой можно было делать посуду: квасники, чайники, маслёнки, тарелки, доски, кувшины, супницы, вазы (показ посуды).

Что особенного вы заметили в этой посуде? – Какие цвета употребляются мастерами?


Голубой – цвет неба,

Синий – цвет воды,

Белый цвет – от снега.

Что укрыл сады.

Соберём в один букет

Синий, белый, голубой...

Я открою свой секрет –

Это Гжель, друг мой!

А кто из вас помнит стихи о зиме?

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется...

(С. Есенин)

А какие краски присущи зиме?

- А знаете, почему мастера брали белую и синюю краски?

Белые они оттого, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг белым-бело.

Сидит мастер у окна, вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать посуду такой же белой и чистой. А чтобы посуда была нарядная и праздничная, её украшали синими узорами, как синие тени на снегу. Это гжельская роза, листочки, травка, ягодки.

3-4. Упражнение в росписи элементов узора.

Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии. Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы). Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы). Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы). Элементы гжельской росписи – «бордюры». Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?

Мы сейчас наденем на голову тесёмочки, как мастера на Руси, и попробуем нарисовать элементы узора на бумаге. (Учитель показывает, дети пробуют повторить на бумаге).

Особая выразительность мазка и красота – в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно: к краю ее больше, к середине краска совсем истаивает.

Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок».

– Найдите среди элементов растительного узора на гжельской посуде прием «живописного мазка».

– Это синяя роза – главный цветок Гжели.

Физминутка:

– Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.


Гжельская посуда будничная или праздничная?

Назовите предметы чайного сервиза.

5. – Как вы думаете, где мы расположим узор на тарелочке: вверху, по краям, в середине? (учитель показывает аппликацией варианты размещения узора. Дети выбирают правильный (в центре)).

– Назовите приемы кистевой росписи? (прием «живописного мазка», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «листочки»).


6. – А сейчас мы начнём расписывать тарелочки (включается аудиозапись музыки). Самостоятельная работа учащихся.


7. – Когда мастер заканчивал работу, он вывозил свою посуду на ярмарку. Кругом веселье, шутки, песни (звучит весёлая народная музыка). Петрушка зазывает всех на ярмарку:


- Эй, на ярмарку скорей!

- Собирай с собой друзей!

- Подходи смелей,

- Выбирай тарелочку веселей!


8. Выставка работ учащихся: (Дети выбирают понравившиеся тарелки и объясняют, почему они выбрали это изделие).

Рефлексия.

- Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?

- Как называют полный набор посуды?

- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.

- Как называются элементы гжельской росписи?

Заключительное слово учителя.

Сегодня на занятие мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.