СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Последствия самовольных уходов, их профилактика"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены последствия самовольных уходов, а также профилактическая работа в данном направлении

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Последствия самовольных уходов, их профилактика"»

Последствия самовольных уходов, их профилактика.

Последствия самовольных уходов:

1. Создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая нормальный ход воспитательного процесса.

2. Побеги и самовольные уходы вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление.

3. Существенно изменяется положение лиц, совершивших побег или самовольный уход в подростковой среде и в коллективе: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам.

4. Велика социальная опасность совершаемых деяний из-за возможности совершения уголовного преступления.

Профилактика. Выделяют общую и частную профилактическую работу по профилактике самовольных уходов.

К общим относятся:

- всестороннее изучение контингента несовершеннолетних и выявление круга лиц, склонных к самовольным уходам;

- проведение разъяснительной работы со всеми несовершеннолетними о вредных и неприятных для личности последствиях самовольного ухода;

- создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной доброжелательности, гуманности, ответственности;

- развенчание показного героизма лиц, пытающихся таким способом самоутвердиться, укрепить свой статус;

- решительная борьба с "воровскими традициями", нормами и "законами", одобряющими такие действия.

Частные профилактические мероприятия:

- изучение мотивов самовольных уходов указанных лиц в их динамике и принятие мер по их перестройке;

- раннее выявление приготовлений к самовольному уходу и их пресечение;

- выявление лиц, провоцирующих несовершеннолетних на самовольные уходы, и принятие к ним соответствующих дисциплинарных, воспитательных, организационно-управленческих мер;

- организация постоянного контроля за поведением, действиями, кругом общения несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам;

- проведение индивидуальной разъяснительной работы с лицами, склонными к самовольным уходам;

- определение роли каждого несовершеннолетнего в совершении групповых самовольных уходов;

- расследование поведения каждого «беглеца» за пределами учреждения и в момент задержания;

- применение к лицам, совершившим самовольные уходы, мер общественного и дисциплинарного воздействия;

- применение к лицам, страдающим психическим заболеванием, лечебно-профилактических мер.

С целью профилактики побегов в детском доме должны быть созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

- гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

- демократические принципы и стиль управления детским домом;

- разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

- возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Каждый педагог должен умело пользоваться основными приёмами психолого-педагогического воздействия:

- проявления доброты, внимания и заботы;

- просьба;

- поощрение;

- авансирование личности;

- прощение;

- проявление огорчения;

- поручительство;

- убеждение;

- внушение;

- доверие;

- вовлечение в интересную для ребёнка деятельность;

- моральная поддержка

Формы психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением (профилактика самовольных уходов, побегов):

1. Организация социальной среды.

2. Информирование.

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам.

4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению.

5. Организация здорового образа жизни.

6. Активизация личностных ресурсов.

7. Минимализация негативных последствий девиантного поведения.

Основные направления работы воспитателя группы с детьми.

1. Индивидуальный подход.

2. Создание комфортных условий для ребенка в коллективе.

3. Проведение воспитательных часов по правовому воспитанию, проблемам поведения.

4. Обеспечение занятости детей и привлечение их к социально значимой деятельности.

5. Создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждения среди сверстников.

6. Организация жизни группы, приближённой к домашней, воспитание семейных ценностей.

7. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.