СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов дополнительного образования «Особенности проведения воспитательных мероприятий на занятиях техническим творчеством»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов дополнительного образования «Особенности проведения воспитательных мероприятий на занятиях техническим творчеством»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов дополнительного образования «Особенности проведения воспитательных мероприятий на занятиях техническим творчеством»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог дополнительного образования

Новоселов Алексей Владимирович


Консультация для педагогов дополнительного образования «Особенности проведения воспитательных мероприятий на занятиях техническим творчеством»


Состояние и интеллектуальный потенциал общества, духовное возрождение и нравственное здоровье связаны с развитием дополнительного образования детей, которое создаёт условия для развития интересов, способностей, формирования ориентиров детей и выбора жизненного пути. Дополнительное образование детей обеспечивает максимальное раскрытие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на пути к собственному движению к успеху.

Большинство ребят, которые занимаются в объединениях технического творчества в дальнейшем ориентированы на профессии, поступают в технические вузы и выбирают училища и техникумы по профилю занятий. Многие талантливые и творческие люди начинали свою деятельность детьми в различных клубах, секциях, кружках внешкольных учреждений. «Внешкольная работа, - писала Н.К. Крупская, чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития».

Наше время отличается высокими темпами роста технического прогресса. Найти сферу деятельности, где не применяются радиотехника и электроника практически невозможно. Занятия в объединениях технической направленности заставляют более ответственно относиться к предметам в школе, так как требуются глубокие знания в области физики и математике, позволяют ребятам в развитии творческих способностей в интересующей их области техники, расширяют кругозор.

Весь комплекс различных форм и методов современного образования и воспитания должен быть направлен на единую цель – адаптацию учащегося в современном обществе, самоопределению в целом. Школьнику иногда трудно поверить в свои силы, пробудить таланты, оценить и взглянуть на самого себя со стороны. В этом и должны помочь ему мы педагоги, родители, средства массовой информации и образовательные учреждения.

Тот, кто однажды соприкоснулся с техническим творчеством, уже никогда не забудет чувства вдохновения, ощущения первооткрывателя, даже если он открыл что-то только для себя, нашёл что-то уже давно известное человечеству. Н.В.Гоголь говорил: «…Едва ли есть высшее наслаждение, чем наслаждение творить!»

Многие мальчишки мечтают стать за штурвал корабля, оказаться на борту ракеты, изобрести робота, не похожего на других или луноход, мечтая полететь на луну.

Технические объекты предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: механических игрушек, бытовых приборов, строительных, транспортных машин. Ребята сталкиваются с ними повсюду дома и на улице, а так же в средствах массовой информации (телевизионные передачи, научные фильмы). Детская литература в доступной форме знакомит с историей техники, её настоящим и будущим, и поток такой информации быстро растёт. Формирование устойчивого интереса к технике зависит от цели, содержания и методов развития технического творчества учащихся. В качестве мотива учебной деятельности выступает познавательный интерес, а его развитие связано с содержанием и процессом обучения. Для формирования устойчивого интереса важен не частный случай ( сделал игрушку), а нахождение общего принципа построения технических объектов.

Занятия в объединении - это воспитательное, развивающее, образовательное пространство, где мы со своими учениками можем заниматься тем, что интересно и мы не ограничены рамками школьной программы. Эффективность занятий в объединении повышается благодаря различным формам работы: исследованиям, экскурсиям, мероприятиям, наблюдениям в природе.

Каждый педагог мечтает заинтересовать учащихся своим предметом, пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, а так же сформировать устойчивые профессиональные склонности. Создать для учащихся атмосферу уюта и комфорта, возможность реализовать себя в любимом деле, проявить свои способности и талант, приобрести знания.

Развитие научно-технического творчества детей и подростков в учреждениях дополнительного образования имеет свою специфику, отражающуюся в добровольности участия, свободе выбора направления творчества, программы и места занятий.

Педагоги заинтересованы не только в выявлении наиболее талантливых детей, тех, кто мог бы, по их мнению, добиться больших результатов в профессиональном будущем именно в этой отрасли, но и в массовой пропаганде ценности труда, общественной значимости профессий индустриального сектора и сектора информационных и высокотехнологичных услуг.

Поэтапное развитие у ребенка инструментальных навыков в разные возрастные периоды (с раннего до позднего школьного возраста), с точки зрения специалистов-респондентов, дает возможность одновременно формировать и закреплять интерес к инженерно-технической деятельности как таковой и к ее конкретным воплощениям в профессиях.

Обращения родителей к выбору научно-технического творчества является ответ на естественный интерес детей младшего школьного возраста к познавательной деятельности посредством ручного труда, а также популяризация современной психологией значимости развития мелкой моторики для общего развития ребенка.

Направления, связанные с техническим творчеством, получают поддержку и от общей рекламы продуктов этой индустрии – включения высокотехнологичной и компьютеризированной техники как значимого героя в образах подросткового и детского кинематографа, мультипликации, рекламы компьютерных игр и конструкторов, сильной техногенной выраженности индустрии сегодняшнего развлечения, ориентированной на подростков, детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Весьма важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство детей воспринимают окружающую технику. Искусное использование этого эмоционального фактора может воспитать увлеченность ребят техникой, сознательную тягу к знаниям.

Досуг ребенка - мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга - поддержать ребенка как человека и деятеля.Досуг для детей - всегда самореализация и самореабилитация. Грамотно организованный досуг учащихся – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности.

Если для взрослого новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для учащихся достаточно, чтобы результат творческого решения был нов лишь для них самих, то есть он сопоставляется только с их индивидуальным опытом.

Техническое творчество - специфическая мыслительная и практическая деятельность человека в технической сфере, в процессе движения от замысла до результата, особенностью которой является достижение объективной или субъективной новизны, полученного материального или идеального объекта как запланированного результата.

Одной из важнейших задач является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности.
      Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями на уроках помогает школьникам приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Популяризация науки и техники является весьма распространенной и успешной практикой в мире.

Таким образом, процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.