СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» (03.03.2017)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

          Термин «психологическое здоровье» связывает собою две  научные отрасли – медицинскую и психологическую. Эти отрасли тесно связаны и  чётко взаимодействуют между собой. Поэтому, если здоровье с медицинской точки зрения  ассоциируется с уровнем развития физического и социального благополучия  человека, то психологическое здоровье это – состояние психологического (душевного) благополучия, которое влияет на полноценное формирование личностного развития человека.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» (03.03.2017)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» (2-ой корпус)

















Консультация для педагогов ДОУ.

«Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста»









Подготовила: педагог- психолог Писаренко О.А.











Март

2017г.

Консультация для педагогов ДОУ.

«Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста»



Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

Термин «психологическое здоровье» связывает собою две  научные отрасли – медицинскую и психологическую. Эти отрасли тесно связаны и  чётко взаимодействуют между собой. Поэтому, если здоровье с медицинской точки зрения  ассоциируется с уровнем развития физического и социального благополучия  человека, то психологическое здоровье это – состояние психологического (душевного) благополучия, которое влияет на полноценное формирование личностного развития человека.
Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

  • Положительный эмоциональный фон развития, включённый  во все   виды деятельности;

  • Формирование и развитие познавательной сферы;

  • Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

  • Формирование личности, как таковое.

Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций:

  • Мимика.

  • Пантомимика.

  • Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

  • Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

2. Коррекция агрессивности

  • Коррекция драчливости у дошкольников.

  • Снятие конфликтности в общении детей.

  • Снятие вербальной агрессии.

  • Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

  • Снятие тревожности.

  • Коррекция страхов.

  • Формирование адекватной положительной самооценки.

  • Формирование у детей уверенности в собственных силах.

4. Формирование социальных навыков у ребенка

  • Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

  • Овладение коммуникативными навыками.

  • Развитие апатий.

  • Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

  • Формирование нравственного сознания

  • Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

  • Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.

  • Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.


Практическая часть

Игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников.

1. Овладение языком эмоций.

Этюд «Поссорились и помирились»

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем, помирившиеся , поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Игра «Повторяй за мной»

Ведущий ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

Этюд «Цветок»

Цель: выражение чувства радости.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка получился росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».

Этюд «У страха глаза велики»

Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним. Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.

Пантомима «Дарю цветок»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом). Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу справа) .


2. Коррекция агрессивности.


«Выбиваем пыль» каждому участнику достается «пыльная» подушка. Усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.

«Подушка для битья» Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.

Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: учить детей сдерживать себя.

Объяснить детям, что, когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора. Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Вопросы для участников беседы:

- Легко ли было вести разговор?

- В чем были трудности?

- Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Игра «Мешочек криков»

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Игра «Кто за кем»

Цель: Снижение возбужденности детей.

Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, А. Ферро «Гавот» или И. С. Баха «Инвенция»). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети - стоят в стороне и смотрят) .Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.

Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.


3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего ребёнка рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Этюд «Один дома»

Цель: Способствовать выражению чувства страха, помочь его. Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.

«Ниточка и иголочка» Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым. В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь не разорвать

4. Формирование социальных навыков у ребенка.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра «Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику). Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить, сидящего в кругу, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит»

Игра «Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.