КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ» | |
Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми по заучиванию стихотворений.
Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности.
Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходит мнемотехника. Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Я хочу познакомить вас с технологией заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми. Суть этой технологии состоит в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать к каждому слову, фразе, или строчке простой символ, рисунок-ассоциацию или рисунок-схему.
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Так, детям даётся чистый лист, разделённый на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.
При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный приём увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Заключительный этап – рассказ стихотворения ребёнком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Этапы работы над стихотворением:
Педагог выразительно читает стихотворение.
Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А. Барто «Весна идёт»
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.
Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
З. Александрова «Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
«Белка-шалунишка»
Скачет белка – шалунишка,
Рвёт с еловых ёлок шишки,
А, потом на землю – прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок,
Подсуши
ть боровичок!
«Непоседа Васенька»
Непоседа – Васенька не сидит на месте,
Непоседа – Васенька не сидит на месте.
Непоседа – Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
«Помощники весны»
Лёня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из под ведра:
Этак мне придётся скоро,
Убираться со двора!
Т. Дмитриев «Весна пришла»
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна,
Сколько носиков зелёных!
Г. Сапгир «Дятел»
Дятел, дятел дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
Дятел, в дереве дыра,
Перестать давно пора!
П. Воронько «Хитрый ежик»
Хитрый ёжик – чудачок
Сшил колючий пиджачок,
Весь в иголках, без застёжек.
На иглу нацепит ёжик:
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдёт,
И с подарочком богатым,
Поспешит к своим ежатам.
Т. Волгина «Подарок маме»
Сорвала я в поле
Цветик голубой,
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на платье
Маме приколю.
Больше всех на свете,
Маму я люблю.