СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Организация патриотического воспитания в кадетских классах»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание учащихся    в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Одним из важных направлений воспитательной деятельности  МБОУ СШ №17 города Димитровграда является патриотическое воспитание кадет.

Общая цель патриотического воспитания кадетского училища - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Организация патриотического воспитания в кадетских классах»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


БОНДАРЕНКО

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Воспитатель кадетских классов


Консультация для педагогов «Организация патриотического воспитания в кадетских классах»


В последнее время большое внимание уделяется проблеме патриотического воспитания подростков.

Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения, как в социокультурной жизни, так и повлияли переосмысление, переоценку патриотического воспитания нашей молодежи.

Современная российская общеобразовательная школа является важным фактором, которая позволяет обеспечивать социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности человека стоит на первом месте в современном образовании.

В Законе «Об образовании» определены главные задачи воспитания, одна из которых – формирование у подростков образовательного учреждения нравственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной адаптации и социализации в обществе [8].

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» входящая в стандарт второго поколения, определяет следующие содержания этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - формируемое в процессе социализации личности, направлено на развитие последовательности расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно строить на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [4].

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает следующие качество личности человека, как чувство гордости за свою Родину.

Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству ценностей в сознании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной школы, ведь школьные годы очень благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Одним из важных направлений воспитательной деятельности МБОУ СШ №17 города Димитровграда является патриотическое воспитание кадет.

Общая цель патриотического воспитания кадетского училища - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.

В методической разработке представлен опыт организации патриотического воспитания в условиях деятельности МБОУ СШ №17 города Димитровграда. Цели мероприятий направлены на развитие и формирование у кадет чувства патриотизма и гражданской ответственности. Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и классных руководителей МБОУ СШ №17 города Димитровграда.

Для воспитания патриотизма у кадетов, нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств.

Психолого-педагогические компоненты воспитания патриотизма у кадетов, это:

• потребностно-мотивационный;

• когнитивно-интеллектуальный;

• эмоционально-чувственный;

• поведенческий и волевой.

Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов подробно [4].

Потребностно-мотивационный компонент патриотизм. Его формирование необходимо осуществлять в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы, создавая ситуации, в которых бы кадеты переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей - патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мира в целом [22].

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности нравственных качеств, а также способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. [2].

Большие возможности для достижения поставленной цели имеет внеклассная работа в форме бесед, прослушивание докладов и лекций на патриотические темы и т.д. Особенностью этой работы является, осознанность кадетами представленных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.[15].

Важнейшей задачей воспитания патриотизма кадетов, является формирование патриотических взглядов и убеждений, обогащение знаний о сущности и способах проявления нравственных качеств. Все это не просто усваивается кадетами, но и приобретает большой смысл в развитии личности в целом, а также необходимо для эмоционального переживания, для определения основных принципов их деятельности и поведения.

Воспитательная работа учитывает следующие факты, глубина проблемы, убедительность исторического материала, отражающий фактический материал, насыщенность примерами патриотического героизма, доблести, отваги и чести [19].

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция.

В этом случае формирование взглядов и убеждений личности находилось в эмоционально - интеллектуальном напряжении, которое бы развивало потребностно-мотивационной сферу кадета и определяло бы направленность сознания, являющийся бы внутреннем стержнем его жизненных стремлений и идеалов [26].

Формирование у кадетов способности к волевым качествам в области патриотического воспитания. Основное средство для решения этой задачи является вовлечение кадетов в разнообразные виды практической деятельности, которое формирует у них навыки и привычки, опыт патриотического поведения.

Формирование патриотизма у кадетов, заключается в форме воспитательной работы, необходимостью создания педагогических условий, которые эффективно бы способствовали и побуждали их развитию нравственных качеств.

Для достижения этой цели, учителя и воспитателя используют самые разнообразные формы, методы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

В системе учебных занятий кадеты знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Таким образом, необходимо формировать у кадетов знания о родном крае, развивать чувства привязанности к малым уголкам своей Родины, где они родились, где прошло их детство, все, то яркое и прекрасное, связанное с эмоциональными переживаниями.

Все выше перечисленное и представляют чувства привязанности к родным местам, расширяется и углубляется познания и знания кадетов о природе и истории родного края.

В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание кадетов на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства.

В воспитательной работе по патриотическому воспитанию кадетов, необходимо выдерживать эмоциональный окрас проводимых мероприятий, с целью влияния на сознание и нравственные чувства учащихся, которые в последствие развивают у них соответствующие взгляды и убеждения.

Устойчивые и прочные взгляды, убеждения у кадетов формируются лишь тогда, когда будет обеспечено единство интеллектуально- эмоциональное переживание и поведение, это все и определяет моральную направленность личности кадета, которые впоследствии реализуется в общественно значимых делах и положительных поступках. Это и определяет саму организацию воспитательной работы по патриотическому воспитанию подростков, которая способствует эффективному формированию у кадетов чувства патриотизма.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

В преддверие праздника Дня защитника Отечества кадеты традиционно посещают ветеранов Великой Отечественной Войны, оказывают адресную помощь. В непринуждённой обстановке ветераны рассказывают кадетам о тяжёлых фронтовых буднях и напряженных послевоенных годах, о своих боевых и трудовых наградах. Ежегодно кадеты приглашают ветеранов на торжественные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества.

Строевое обучение (строевая подготовка) оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности подростков. Оно закаляет волю обучаемых, совершенствует их умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины. Стало традиционным проводить конкурс «Смотр строя и песни», посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне. Нахождение кадета в строю приучает его к собранности, дисциплине. Конкурс направлен на формирование у кадет армейской выправки, командной дисциплины и слаженности действий, а также патриотизма, чувства гражданственности и верности Отечеству.


Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова. М., 2002. 212 с.

2. Алпацкий, И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Иван Иванович Алпацкий. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004. 24 с.

3. Белоганов, В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества / В. А. Белоганов. Чита: Читинский гос. ун - т, 2004. 157 с.

4. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников. СПб.: КАРО, 2004. 224 с.

5. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / Анатолий Карпович Быков //Воспитание школьников. 2005. №10. С. 2-6.

6. Валеев, И. И. Народность и патриотизм / И. И. Валеев. Уфа: Башкортостан, 2000. 266 с.

7. Вырщиков, А.Н. Проблемы патриотически-ориентированного образования на современном этапе развития России / Анатолий Николаевич Вырщиков //Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития: Материалы всерос. науч.- практич. конференции, М., 2004. С. 15 - 19.

8. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград: ООО Колибрис плюс, 2006. – 286 с.

9. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2001.56 с.

11. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: методический сборник проектов / отв. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлик. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. 52 с.

12. Деникин, В. И. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи / В. И. Деникин, Б. К. Тебиев. М.: Междунар. пед. акад., 2000. 206с.

13. Здерева, Г. В. Патриотизм и патриотическое воспитание / Г. В. Здерева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 314 с.

14. Здерева, Г. В. Патриотическое воспитание молодежи / Г. В. Здерева. Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. 203 с.

15. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 104 с.

16. Ильичев, Н. И. Патриотизм как элемент культуры / Н. И. Ильичев, Ю. Н. Трифонов // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, декабрь 2000 года. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. С.18-19.

17. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / авт.-сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. М.: Аркти, 2003. 166 с.

18. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. М.: Айрис-пресс, 2006. 62 с.

19. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

20. Козлов, А. А. О патриотизме и гражданственности: учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / А. А. Козлов. СПб.: Элексис Принт, 2005. 227 с.

21. Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России ХХ1 века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. М.: Светотон, 2004. 256 с.

22. Лушников, И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. Вологда; ВИРО, 2004. 100 с.

23. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. 2007. №1. С. 93 – 101

24. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред А. К. Быкова и А. Н. Вырщикова/А. К. Быков, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев и др.. М.: Роспатриотцентр, Волгоград: НП ИПД Авторское перо, 2005. 400 с.

25. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / под общ. ред. А. Н. Вырщикова. Волгоград: Издатель, 2002. 80 с.

26. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.

27. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн. 2003. С. 7.

28. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н. А. Савотина // Педагогика. – 2002. - № 4. – С. 39 - 43.