Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.
Консультация для воспитателей
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие.
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — считал В. А. Сухомлинский.
Под «культурой здоровья» детей дошкольного возраста понимают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях – с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
В систему работы с детьми входит активное использование технологий обучения ЗОЖ. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду и поддерживается родителями дома.
Основные задачи по формированию культуры здорового образа жизни:
Воспитание у детей потребности в здоровье.
Формирование целостного понимания культуры ЗОЖ.
Создание правильных представлений о культуре ЗОЖ.
Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
Использование в процессе приобщения детей к культуре ЗОЖ приемов интеграции в разных видах деятельности.
Организация включения в систему работы инновационных здоровьесберегающих технологий.
Основные составляющие ЗОЖ:
Умеренное и сбалансированное питание.
Режим дня.
Двигательная активность.
Закаливание.
Личная гигиена.
Грамотное экологическое поведение.
Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
Отказ от вредных привычек.
Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
В работе по формированию у воспитанников культуры здоровья используются следующие методические приёмы:
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры—тренинги;
подвижные игры;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.
Особое внимание в работе в данном направлении уделяется организации дидактических игр.
Они проводятся как по подгруппам, так и индивидуально с детьми в зависимости от уровня развития у детей представлений о культуре здорового образа жизни.
Дидактические игры проводятся чаще всего перед режимными моментами и после бесед, тем самым закрепляя полученные детьми знания.
Закрепление правил гигиены проводится посредством организации таких игр, как «Мой день», « Найди опасные предметы», «Исправь ошибку», «Путешествие в страну Здоровья», «Полезная, вредная еда» и т .п.
Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
Также большое значение имеет организация развивающей предметно-пространственной среды: в группах оборудуются уголки здоровья: «Советы доктора Градусника», «Неболейки», игровая зона «Поликлиника» для организации и проведения сюжетно-ролевой игры. Работа в этих уголках помогают ребенку познать себя, учатся анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
Для формирования культуры здорового образа жизни также необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни»
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Неоспоримый вклад в воспитание дошкольников вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется работе с родителями.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
ЛИТЕРАТУРА
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823-825.
Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.