Консультация для воспитателей:
« Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
«Самое дорогое у человека – это жизнь» Н.А. Островский
Наиболее незащищённая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя ещё больше любопытство ребёнка. Попав в разные жизненные ситуации или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств, растеряться. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения или опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту. Необходимо научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности необходимо определить основные цели и задачи:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
- знакомить с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Основные принципы реализации данных задач и формирование первоначальных основ безопасности:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность ( интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
заинтересованность детей; актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать в умении применить эти правила;
на основе усвоенных знаний и умений помочь осознано овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
занятия;
заучивание стихотворений;
сбор фотоматериалов;
игры- занятия;
заучивания правил безопасного поведения;
беседы;
дидактические игры;
подвижные игры;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций по теме;
наблюдение;
экскурсии;
театрализованные представления;
сюжетно – ролевые игры;
игры – тренинги;
просмотр мультфильмов;
трудовая деятельность;
продуктивная деятельность;
обыгрывание ситуаций;
отгадывание загадок;
развлечения;
досуги;
обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
встреча с интересными людьми;
участие в различных конкурсах;
личный пример взрослых.
Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого и ребёнка.
Работа с родителями – одно из направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ так как ни что не воспитывает детей, как наглядный пример взрослых. Нужно помнить, что главное для детей – это личный пример их родителей. Необходимо объяснять родителям возможность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научится самостоятельно принимать решение и тогда не случится беды. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких – либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Формы работы с родителями:
родительские собрания;
круглые столы;
консультации;
семинары;
дискуссии;
дни открытых дверей;
оформление наглядной информации (папок – передвижек, стендов, родительских уголков);
совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, полицейского, пожарного;
смотр – конкурсы (совместная работа детей и их родителей), работа над проектами;
анкетирование родителей.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;
- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр:
«Водители и пешеходы»;
«Регулировщик»;
«Спасатели»;
«Скорая помощь»;
«В гостях у светофора» и т.д.
- план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой, опасных участков, мест, благоприятных для игр;
- плакаты по ОБЖ по темам:
«Если ты потерялся на улице»;
«Внимание! Терроризм!»;
«Пожарная безопасность для дошкольников»;
- альбомы «Лекарственные растения»; и др.:
«Ядовитые растения и грибы»;
«Профессии»;
«Если малыш потерялся»;
«Один дома» и т.д.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры:
«Опасно – не опасно»;
«Продолжи ряд»;
«Назови, одним словом»;
«Четвёртый – лишний»;
«Так – не так» и др.
- настольно – печатные игры:
«Основы безопасности»;
«Большая прогулка по городу»;
«Хорошо – плохо»;
«Дорожные знаки»;
«Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеется познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендованная художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В.Жидков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита».
- Сказки : «Волк и козлята», «Три поросёнка», «Красная шапочка»,
«Заюшкина избушка», «Колобок» , «Кот, петух и лиса»,
«Три медведя» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица где все спешат», «Учёный дружок»
- Е. Пермяков «Торопливый ножик».
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик».
- А. Иванов «Азбука безопасности», «Как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли».
- И.А. Яворская «Дети и дорога».
- И. Лешкевич «светофор».
- Н.Носов «Автомобиль».
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,
«Шлагбаум».
- Л. Гальперштейм «Трамвай и его семья».
- Л. Дмоховский «Чудесный островок».
- В. Семернин «Запрещается – разрешается».
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно – пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике. Полученные ребёнком знания и представления о себе и своём здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретённые навыки помогут осознано выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев.