СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: « Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Самое дорогое у человека – это жизнь» Н.А. Островский

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: « Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста»»

Консультация для воспитателей:

« Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека – это жизнь» Н.А. Островский

Наиболее незащищённая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя ещё больше любопытство ребёнка. Попав в разные жизненные ситуации или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств, растеряться. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения или опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту. Необходимо научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности необходимо определить основные цели и задачи:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

- знакомить с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Основные принципы реализации данных задач и формирование первоначальных основ безопасности:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);



- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность ( интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

  • заинтересованность детей; актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

  • ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать в умении применить эти правила;

  • на основе усвоенных знаний и умений помочь осознано овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

  • занятия;

  • заучивание стихотворений;

  • сбор фотоматериалов;

  • игры- занятия;

  • заучивания правил безопасного поведения;

  • беседы;

  • дидактические игры;

  • подвижные игры;

  • чтение художественной литературы;

  • рассматривание иллюстраций по теме;

  • наблюдение;

  • экскурсии;

  • театрализованные представления;

  • сюжетно – ролевые игры;

  • игры – тренинги;

  • просмотр мультфильмов;

  • трудовая деятельность;

  • продуктивная деятельность;

  • обыгрывание ситуаций;

  • отгадывание загадок;

  • развлечения;

  • досуги;

  • обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

  • встреча с интересными людьми;

  • участие в различных конкурсах;

  • личный пример взрослых.

Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого и ребёнка.

Работа с родителями – одно из направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ так как ни что не воспитывает детей, как наглядный пример взрослых. Нужно помнить, что главное для детей – это личный пример их родителей. Необходимо объяснять родителям возможность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научится самостоятельно принимать решение и тогда не случится беды. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких – либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;

  • круглые столы;

  • консультации;

  • семинары;

  • дискуссии;

  • дни открытых дверей;

  • оформление наглядной информации (папок – передвижек, стендов, родительских уголков);

  • совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, полицейского, пожарного;

  • смотр – конкурсы (совместная работа детей и их родителей), работа над проектами;

  • анкетирование родителей.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

  1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр:

«Водители и пешеходы»;

«Регулировщик»;

«Спасатели»;

«Скорая помощь»;

«В гостях у светофора» и т.д.

- план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой, опасных участков, мест, благоприятных для игр;

- плакаты по ОБЖ по темам:

«Если ты потерялся на улице»;

«Внимание! Терроризм!»;

«Пожарная безопасность для дошкольников»;

- альбомы «Лекарственные растения»; и др.:

«Ядовитые растения и грибы»;

«Профессии»;

«Если малыш потерялся»;

«Один дома» и т.д.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры:

«Опасно – не опасно»;

«Продолжи ряд»;

«Назови, одним словом»;

«Четвёртый – лишний»;

«Так – не так» и др.

- настольно – печатные игры:

«Основы безопасности»;

«Большая прогулка по городу»;

«Хорошо – плохо»;

«Дорожные знаки»;

«Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеется познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендованная художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В.Жидков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита».

- Сказки : «Волк и козлята», «Три поросёнка», «Красная шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок» , «Кот, петух и лиса»,

«Три медведя» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица где все спешат», «Учёный дружок»

- Е. Пермяков «Торопливый ножик».

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик».

- А. Иванов «Азбука безопасности», «Как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли».

- И.А. Яворская «Дети и дорога».

- И. Лешкевич «светофор».

- Н.Носов «Автомобиль».

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,

«Шлагбаум».

- Л. Гальперштейм «Трамвай и его семья».

- Л. Дмоховский «Чудесный островок».

- В. Семернин «Запрещается – разрешается».

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно – пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике. Полученные ребёнком знания и представления о себе и своём здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретённые навыки помогут осознано выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев.