Родительское собрание «Особенности младшего школьника с задержкой психического развития»
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
План собрания
1.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, кризис семи лет.
2. Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка
3. Младший школьник в семье.
Своеобразие младшего школьного возраста, «Кризис семи лет»
-Граница возраста: 6-11 лет;
-Кризис - переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого;
-Главный симптом– кривляние, манерность, непослушание
-Обычные правила воспринимаются как «детские», возникает желание уйти от них;
-Появляется способность к обобщению переживаний, выборочное общение со взрослыми
-Главное новообразование - потребность в социальном функционировании
Возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом
каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.
Л.С. Выготский
Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка
Речь
Мышление
-Увеличивается до 7 тыс. слов;
Память
-Проявляет собственную активную позицию к языку;
- Центром сознательной деятельности ребенка;
-Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
-В письменной речи различают орфографическую грамматическую и пунктуационную правильность;
-Развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности;
-Проявляются различия в мышлении;
-развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная;
-Формируются научные понятия;
-Развитие связано с запоминанием учебного материала;
Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка
Внимание
Восприятие
-Способность концентрировать внимание,
Воображение
-Преобладание непроизвольного внимания;
-Характеризуется непроизвольностью;
-Слабая дифференцированность;
-Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
-Проходит две стадии: воссоздающее и продуктивное;
-Нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени;
-В первом классе опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово;
-1 класс– сензитивный период для усвоения моральных нор;
Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка
Самосознание
Новообразования
-Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом;
-У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка, у плохоуспевающих деток – заниженная в силу неудач;
Центральные новообразованиями младшего школьного возраста являются:
— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
-Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.
— рефлексия, анализ, внутренний план действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
Младший школьник в семье
- -Ребёнок в семье учится трансформировать чужие правила в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками;
- - Общение с окружающими становится контекстным;
Роль игры в семье
- Игра – ведущая, но не преобладающая деятельность.
- Взрослый играет важную роль в игре
- Игры можно и нужно использовать в обучении
Общение со взрослым
- Общение ребенка со взрослым является необходимым условием общения со сверстниками, условием самого психического развития
Общение со сверстниками
- В общении ребенка со сверстниками реализуется тенденция к самостоятельности.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
В.А.Сухомлинский