КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ,
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Контроль означает выявление, измерение, оценивание знаний, умений и навыков. Основная дидактическая функция контроля – обеспечение обратной связи между педагогом и воспитанниками кружков, получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях. В данном сборнике предлагаются классификации основных видов контроля, методов и форм проверки результатов обучения по различным направлениям деятельности.
В настоящее время нет методической литературы, которая бы в достаточной мере излагала формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования, тем более не существует методики его проведения. Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, которая при грамотном использовании поможет формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.
Известны такие виды контроля, как:
· текущий;
· периодический;
· итоговый.
Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом занятии, это оценка результатов обучения на занятии. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, блоков обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль проводится накануне перевода на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
· методы устного контроля;
· методы практического контроля;
· методы письменного контроля;
· дидактические тесты;
· программированный контроль;
· наблюдение.
Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г. И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю. К.), проблемные ситуации (Оконь В.). Охарактеризуем основные методы и формы проверки результатов обучения.
Хочу остановиться на методах, которые использую в работе на занятиях .
К методам устного контроля относятся:
· беседа;
· рассказ ученика;
· объяснение;
· чтение текста;
· сообщение об опыте или выполненному заданию;
· технологические карты, схемы и др.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой педагог ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.
Устный контроль проводится на каждом занятии в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. В лексике учителей это называется опросом. Опытный педагог владеет разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства. Например, Шаталов В. Ввел ответ учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и оценкой учителя. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные данные об уровне усвоения. На занятиях театрального объединения я тоже записывала на диктофон ответы детей и прослушивали с обсуждением. Однако есть недостаток – другие ученики остаются пассивными, что вынуждает педагога решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учеников сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.
Чтобы сделать опрос обучающим и воспитывающим, необходимо продумать систему вопросов и заданий, обратить внимание на их формулировку, так как случайно поставленные вопросы снижают воспитательное и образовательное значение.
В своей практической деятельности использую продуманную систему вопросов, требующих ответа рассказа, объяснения, сравнения, умозаключения, а также вопросов, выявляющих детскую пытливость, ход мысли и рассуждения, наблюдательность и другие свойства. Характеру вопроса соответствует и его формулировка. Например, учащемуся предлагается рассмотреть две картинки с изображением первичной и вторичной сукцессии и сравнить их. А затем рассказать о причинах возникновения каждой сукцессии, их значение в природном сообществе. И в этом случае четко можно проследить ход мыслей и полноту усвоенного материала.
Наблюдение - древняя неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но ненадежная диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающих событий жизни детей (педагогов).
Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот, что важно:
- наблюдают отношения – не действия;
- наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны;
- наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;
- наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный объектом наблюдения поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;
- наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем, что в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, условия и присвоения культуры.
Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и способности. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, я просто фотографировала работу учащихся, наблюдала за работой и общением в коллективе, эти наблюдения учитываются педагогом для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.
Одной из форм контроля знаний, умений и навыков является игра. Преимущества игры очевидны:
· способствует развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей;
· воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке;
· учат доводить начатое дело до конца и т. д.
Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Использование игровых заданий позволит сделать занятие интересным. Игру стоит проводить с отчетливо-познавательной целью. Хорошо, если процесс игры предусматривает разные формы деятельности: движение, размышление, соревнование, сотрудничество, оценку действий товарища и т. д.
Хочется заметить, что игровые элементы обеспечивают активность учащихся, если они обусловлены целью занятия, являются его выражением. Поэтому педагогу надо тщательно продумать арсенал игр, их соответствие с темой.
Игра не должна быть длинной по времени, и ее надо удачно вписать в занятие, содержащее и другие обязательные элементы.
Использовала викторины по темам программы, викторины-загадки, конкурсы, коллективное творческое дело с элементами игры.
Устное тестирование , опрос в виде вопросов по пройденным темам.
Собеседование - форма входящего или текущего контроля, проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и способностей как при поступлении в творческое объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Может вестись как в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в коллективных формах: например, в форме круглого стола.
Смотр знаний, умений, навыков – форма текущего или итогового контроля, проводится с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей. Проводится, как правило, в творческой форме. Например, показ постановок в ДДТ или детскому садику. Они очень любят кукольные постановки сказок. И сразу проводим опрос о выступлении актёров- кто работал лучше... Смотры знаний как коллективная деятельность способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей и подростков.
Творческий отчет – форма контроля, направлена на подведение итого работы объединения, определение уровня соответствия знаний, умений и навыков учащихся образовательной программе. Представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы: например, концерт, презентация, фестиваль и т. д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетического, декоративно-прикладного направлений, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Мы регулярно принимаем участие во всех мероприятиях ДДТ с постановками и отчётными выступлениями. Приняли участие в конкурсной программе "Лучик" в ДК. Заняли II- III места в конкурсах :
-Чтецы,
-Постановки, сценки
Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, активности и самостоятельности.
Учебное занятие контроля знаний – форма текущего педагогического контроля. Может проводиться в форме устного, письменного, практического, комплексного контроля. Такие учебные занятия содержат большой воспитательный потенциал, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной и коллективной по различным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения учащихся. Но как форма контроля чаще всего используется во взаимодействии с другими формами.
Регулярно принимаем участие в выставках - "Радуга талантов",
"Пасхальная радость". Это очень организует воспитанников в работе.
И все виды контроля подводит итоговый контроль- аттестация воспитанников по окончанию года обучения, хотя они уже ознакомлены с результатами текущего контроля.
Список литературы:
1.Письмо МО РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16
2.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года
3.Б. Г.Ананьев «Психология педагогической оценки»
4.Сайт яндекс:
-Методы графического контроля (Щукина Г. И.),
-методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю. К.),
-проблемные ситуации (Оконь В.).