СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с детьми ЗПР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми ЗПР»

Аналитическая справка по изучению динамики развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР с 2017 по 2021 гг.

Обучающиеся с ЗПР (согласно заключению ПМПК) нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и активной поддержке. Их интеллектуальное и речевое развитие имеет свои специфические особенности и требует организации коррекционно-развивающего воздействия как во фронтальной работе на уроках, так и в индивидуальной работе на коррекционно-групповых занятиях.

Мониторинг уровня развития познавательных процессов обучающихся с ЗПР проводится 2 раза в год в рамках реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ по развитию познавательных способностей. Методики подобраны с учетом возраста испытуемых, для каждой возрастной группы. (8-12 лет)

Используемые методики:

  1. Методика определения кратковременной памяти, методика «Изучение логической и механической памяти»;

  2. «Внимание» - Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова;

«Корректурная проба»;

  1. Мышление «Общая осведомленность»; «Классификация»; «Обобщение»

«Анализ отношений понятий (аналогии)»; «Способность выделять существенные признаки (сравнение)».

Результаты:


  1. Уровень развития кратковременной памяти

Из диаграммы видно, что кратковременная память учащихся с ЗПР в основном развита на низком уровне. В то же время с каждым годом растет количество детей со средним уровнем развития данного вида памяти.

  1. Уровень развития логической и механической памяти





Как видно из диаграмм, с каждый годом постепенно идет повышение процента детей со средним уровнем развития логической памяти.


  1. Уровень развития внимания.


Как видно из диаграмм, с каждым годом происходит увеличение количества обучающихся с ЗПР, у которых повысился уровень развития внимания с низкого на средний.


  1. Уровень развития мышления

Общая осведомленность - интегральный показатель, отражающий информированность человека по общим вопросам быта, культуры, науки и технологий.

Уровень общей осведомленности детей с ЗПР в основном низкий. Низкая общая осведомленность проявляется у детей даже в отношении тех явлений и вопросов, с которыми им не раз приходилось сталкиваться в своей повседневной жизни. Так, например, некоторые дети с ЗПР 8- 9 лет не знают сведений о трудовой деятельности взрослых членов семьи, не могут точно сообщить свой адрес и т.п. Отчетливо проявляется бедность и поверхностность знаний о сезонных явлениях в природе, а также неумение детей опереться на имеющиеся конкретные представления при необходимости сделать какие-либо выводы, умозаключения. Такой ограниченный запас знаний и представлений о ближайшем окружении объясняется в основном бедностью речевого общения, в частности, тем, что ребенок в большинстве случаев узнает отдельные сведения из контекстов обыденных разговоров. Он редко обращается с соответствующими вопросами к взрослым и почти никогда не слышит в семье образцов правильных полных ответов.




Как видно из диаграммы, мыслительная операция «классификация» детей с ЗПР также развита, в основном, на низком уровне. Но в развитии данной мыслительной операции все - таки присутствует положительная динамика.

С 2016 по 2021 гг. стабильно повышается количество ребят со средним уровнем развития обобщения.






Учебный год

Общее количе ство учащи хся

Уровень развития

Психические процессы

Память

Внимание

Мышление

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихс

я

%

  1. полугодие

2016-2017 г.




  1. полугодие

2016-2017 г.



10

высокий

0

0

0

0

0

0

средний

0

0

1

10

1

10

низкий

10

100

9

90

9

90


высокий

0

0

0

0

0

0

средний

1

10

2

20

2

20

низкий

9

90

8

80

8

80

  1. полугодие

2017-2018




  1. полугодие

2017-2018 г.



10

высокий

0

0

0

0

0

0

средний

2

20

3

30

1

10

низкий

8

80

7

70

9

90


высокий

0

0

0

0

0

0

средний

2

20

2

20

1

10

низкий

8

80

8

80

9

90

  1. полугодие

2018-2019




  1. полугодие

2018-2019



9

высокий

0

0

0

0

0

0

средний

1

11

2

22

1

11

низкий

8

89

7

78

8

89


высокий

0

0

0

0

0

0

средний

3

33

3

33

2

22

низкий

6

67

6

67

7

78

  1. полугодие

2019-2020




  1. полугодие

2019-2020



11

высокий

0

0

0

0

0

0

средний

3

27

3

27

2

22

низкий

8

73

8

73

9

82


высокий

0

0

0

0

0

0

средний

4

36

5

45

3

27

низкий

7

64

6

55

8

73

1 полугодие

2020-2021



8

высокий

0

0

0

0

0

0

средний

1

12

2

25

1

12

низкий

7

88

6

75

7

88



2 полугодие

2020-2021



высокий

0

0

0

0

0

0

средний

3

37

2

25

2

25

низкий

5

63

6

75

6

75


Таким образом, уровень сформированности основных функций памяти, внимания, мышления у большинства детей с ЗПР остается низким, но с каждым годом растет количество детей, у которых развитие данных психических процессов достигает нижней границы возрастной нормы.

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.
  • Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

  • Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

  • Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

  • Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

  • Поддержка ребенка со стороны психолога, педагогов.

  • Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

  • Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

  • Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

  • Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

  • Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

  • Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  • Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

  • Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

  • Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

  • Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

  • Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.


  • Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  • Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения).


Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающихся.
  1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.

  2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.

  3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

  4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься (мама/папа/бабушка/дедушка).

  5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

  6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).

  7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.

  8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует педагог-психолог.

  9. Занятия должны быть регулярными.

  10. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

  11. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. 12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия по развитию внимания, памяти, мышления.

  1. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны

  2. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

  3. Обязательно посещайте консультации логопеда, психолога.