Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №130 «РАЭПШ»
«ПРИНЯТО» Педагогический Совет протокол № 18 от 29.08.2019 | | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ __________ О.И.Шарапова приказ № 234-р от 29.08.2019 |
Рабочая программа
коррекционного курса
«Двигательная коррекция»
на 2019- 2020 учебный год
обучение на дому
Составитель:
Гудина Н.Ф.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательная коррекция» составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.Адаптированной основной общеобразовательной программой лицея для обучающихся с НОДА (вариант 6.4)
Целью коррекционно-развивающей работы с обучающимися с НОДА является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
Общая характеристика коррекционного курса
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.
Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно учится общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения, поэтому у обучающихся затрудняется формирование нужных представлений о движении. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.
Причины недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.
Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений, а также органические поражения головного мозга. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места коррекционного курса
Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 1 занятию в неделю в течение 35 недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классе программа рассчитан на 34 занятия в год. Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Содержание курса
Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Развитие моторных навыков в процессе конструирования, занятий мозаикой, рисования по точкам, по клеткам, моделирование из бумаги, аппликации по образцу и без образца, выполнение фигур из палочек, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения моторики выражаются в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учёбе. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, навыков ручной умелости, координации движений рук, с развитием мелких мышц руки.
Упражнения по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Самомассаж.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказывается помощь. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.
Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
На занятиях можно использовать такие упражнения как:
• завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
• наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
• рисование различными материалами
Принцип построения занятий от простого к сложному.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
Формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;
Обогащение словаря терминами «больше», «меньше», «одинаково» с помощью жестов;
Выполнение различных игровых упражнений, связанных с изменением положения частей тела по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
Определение предметов по величине и форме;
Обводка по трафаретам, штриховка в процессе совместных действий со взрослым;
Развивать общую моторику, движения кистей рук, пальцев;
Формирование умения обращаться к педагогу на основе слова, действия, жеста;
Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев.
Планируемые результаты:
Развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
Умение адекватно использовать игрушки в соответствии с их назначением;
Выполнять простые инструкции по подражанию;
Умение соотносить предмет с его плоскостным изображением.
Методы и приемы, виды деятельности учащихся, используемые на занятиях:
Совместные действия со взрослым, действия по подражанию, действия по словесной инструкции;
Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим указанием на них с помощью жеста;
Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов;
Воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомических средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;
Наблюдение за ребенком в динамике.
Тематическое планирование.
№ п\п | Название темы | Кол-во занятий |
1 | Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: акварелью, гуашью, углём, с использованием шерстяных ниток и пальчиков). | 1ч |
2 | Развитие движений рук и ручной умелости. Раскрашивание восковыми мелками. | 1ч |
3-4 | Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью. | 2ч |
5-6 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения) | 1ч |
7-8 | Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации | 2ч |
9-10 | Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями | 2ч |
11-12 | Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление) | 2ч |
13 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. | 1ч |
14 | Ориентировка по основным пространственным направлениям. | 1ч |
15 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: воспроизведение образца. | 1ч |
16 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. | 1ч |
17 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции. | 1ч |
18 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». | 1ч |
19 | Графические упражнения. Прямые линии ( «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты») | 1ч |
20 | Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). | 1ч |
21 | Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против). | 1ч |
22 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов. | 1ч |
23 | Развитие представлений о схеме тела. | 1ч |
24 | Развитие движений рук и ручной умелости. Складывание бумаги (Изготовление изделий способом складывания – «гармошка»). Развитие наглядно-образного мышления (упражнения «Составь фигуру», «Светофор»). | 2ч |
25 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности) | 1ч |
26 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие внимания, памяти) | 1ч |
27 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности)) | 1ч |
28 | Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики | 1ч |
29 | Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»). | 1ч |
30 | Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения). | 1ч |
31-32 | Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой). | 2ч |
33-34 | Комплекс упражнений по развитию наблюдательности | 2ч |
Список используемой литературы.
Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Календарно - тематическое планирование
коррекционного курса «Двигательная коррекция»
№п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: акварелью, гуашью, углём, с использованием шерстяных ниток и пальчиков). | 05.09 | |
2 | Развитие движений рук и ручной умелости. Раскрашивание восковыми мелками. | 12 | |
3 | Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью. | 19 | |
4 | Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью. | 26 | |
5 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения) | 03.10 | |
6 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения) | 10 | |
7 | Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», «Заполни трафарет»). | 17 | |
8 | Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», «Заполни трафарет»). | 24 | |
9 | Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором , мозаиками, с деталями крупных размеров. | 07.11 | |
10 | Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором, мозаиками, с деталями крупных размеров. | 14 | |
11 | Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление) | 21 | |
12 | Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление) | 28 | |
13 | Графические движения с использованием трафарета фигур животных. | 05.12 | |
14 | Ориентировка по основным пространственным направлениям. | 12 | |
15 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: воспроизведение образца. | 19 | |
16 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. | 26 | |
17 | Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции. | 16.01 | |
18 | Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг». | 23 | |
19 | Графические упражнения. Прямые линии ( «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты») | 30 | |
20 | Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). | 06.02 | |
21 | Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против). | 13 | |
22 | Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов. | 20 | |
23 | Развитие представлений о схеме тела. | 27 | |
24 | Развитие движений рук и ручной умелости. Складывание бумаги (Изготовление изделий способом складывания – «гармошка»). Развитие наглядно-образного мышления (упражнения «Составь фигуру», «Светофор»). | 05.03 | |
25 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности) | 12 | |
26 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие внимания, памяти) | 19 | |
27 | Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности)) | 02.04 | |
28 | Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики | 09 | |
29 | Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»). | 16 | |
30 | Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения). | 23 | |
31 | Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой). | 30 | |
32 | Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой). | 08.05 | |
33 | Комплекс упражнений по развитию наблюдательности | 15 | |
34 | Комплекс упражнений по развитию наблюдательности | 22 | |
35 | Обобщающий урок | 29 | |