СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционный курс для ребенка ОВЗ "Двигательная коррекция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционный курс для ребенка ОВЗ "Двигательная коррекция"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №130 «РАЭПШ»


«ПРИНЯТО»

Педагогический Совет

протокол № 18

от 29.08.2019


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ

__________ О.И.Шарапова

приказ № 234-р

от 29.08.2019












Рабочая программа

коррекционного курса

«Двигательная коррекция»

на 2019- 2020 учебный год

обучение на дому








Составитель:

Гудина Н.Ф.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория














Барнаул 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательная коррекция» составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.Адаптированной основной общеобразовательной программой лицея для обучающихся с НОДА (вариант 6.4)

Целью коррекционно-развивающей работы с обучающимися с НОДА является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.

Общая характеристика коррекционного курса

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.

Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно учится общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения, поэтому у обучающихся затрудняется формирование нужных представлений о движении. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.

Причины недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.

Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений, а также органические поражения головного мозга. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Описание места коррекционного курса

Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 1 занятию в неделю в течение 35 недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классе программа рассчитан на 34 занятия в год. Продолжительность занятия: 20-25 мин.


Содержание курса

Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Развитие моторных навыков в процессе конструирования, занятий мозаикой, рисования по точкам, по клеткам, моделирование из бумаги, аппликации по образцу и без образца, выполнение фигур из палочек, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения моторики выражаются в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учёбе. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, навыков ручной умелости, координации движений рук, с развитием мелких мышц руки.


Упражнения по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

  1. Самомассаж.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказывается помощь. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.

  1. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

На занятиях можно использовать такие упражнения как:

• завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

• наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

• рисование различными материалами


Принцип построения занятий от простого к сложному.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

  • Формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;

  • Обогащение словаря терминами «больше», «меньше», «одинаково» с помощью жестов;

  • Выполнение различных игровых упражнений, связанных с изменением положения частей тела по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

  • Определение предметов по величине и форме;

  • Обводка по трафаретам, штриховка в процессе совместных действий со взрослым;

  • Развивать общую моторику, движения кистей рук, пальцев;

  • Формирование умения обращаться к педагогу на основе слова, действия, жеста;

  • Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев.

Планируемые результаты:

  • Развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

  • Умение адекватно использовать игрушки в соответствии с их назначением;

  • Выполнять простые инструкции по подражанию;

  • Умение соотносить предмет с его плоскостным изображением.

Методы и приемы, виды деятельности учащихся, используемые на занятиях:

  • Совместные действия со взрослым, действия по подражанию, действия по словесной инструкции;

  • Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим указанием на них с помощью жеста;

  • Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов;

  • Воспроизведение величины, формы предметов с помощью пантомических средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;

  • Наблюдение за ребенком в динамике.



Тематическое планирование.

п\п

Название темы

Кол-во занятий

1

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: акварелью, гуашью, углём, с использованием шерстяных ниток и пальчиков).

2

Развитие движений рук и ручной умелости. Раскрашивание восковыми мелками.

3-4

Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью.


5-6

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)


7-8

Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации

9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями


11-12

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление)

13

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

14

Ориентировка по основным пространственным направлениям.

15

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: воспроизведение образца.

16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции.

17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

18

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

19

Графические упражнения. Прямые линии ( «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

20

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

21

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

22

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.

23

Развитие представлений о схеме тела.

24

Развитие движений рук и ручной умелости. Складывание бумаги (Изготовление изделий способом складывания – «гармошка»). Развитие наглядно-образного мышления (упражнения «Составь фигуру», «Светофор»).

25

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности)

26

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие внимания, памяти)

27

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности))

28

Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики

29

Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»).


30

Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).


31-32

Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).


33-34

Комплекс упражнений по развитию наблюдательности



Список используемой литературы.

  1. Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

  2. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.

  3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.













Календарно - тематическое планирование

коррекционного курса «Двигательная коррекция»


п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: акварелью, гуашью, углём, с использованием шерстяных ниток и пальчиков).

05.09


2

Развитие движений рук и ручной умелости. Раскрашивание восковыми мелками.

12


3

Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью.

19


4

Развитие движений рук и ручной умелости .Обводим овалы широкой кистью и тонкой кистью.

26


5

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

03.10


6

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

10


7

Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», «Заполни трафарет»).

17


8

Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», «Заполни трафарет»).

24


9

Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором , мозаиками, с деталями крупных размеров.

07.11


10

Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором, мозаиками, с деталями крупных размеров.

14


11

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление)

21


12

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина Пластилиновое панно (эскиз, изготовление)

28


13

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

05.12


14

Ориентировка по основным пространственным направлениям.

12


15

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: воспроизведение образца.

19


16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции.

26


17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

16.01


18

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

23


19

Графические упражнения. Прямые линии ( «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

30


20

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

06.02


21

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

13


22

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.

20


23

Развитие представлений о схеме тела.

27


24

Развитие движений рук и ручной умелости. Складывание бумаги (Изготовление изделий способом складывания – «гармошка»). Развитие наглядно-образного мышления (упражнения «Составь фигуру», «Светофор»).

05.03


25

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности)

12


26

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие внимания, памяти)

19


27

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти, внимания, общей осведомленности))

02.04


28

Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики

09


29

Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»).

16


30

Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).


23


31

Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).


30


32

Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).


08.05


33

Комплекс упражнений по развитию наблюдательности

15


34

Комплекс упражнений по развитию наблюдательности

22


35

Обобщающий урок

29