СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителя критериальное оценивание – это: Для учителя критериальное оценивание – это:

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание»

Роль учителя в таком оценивании существенно меняется:

он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации-

оценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать,

писать, слушать.

Для учителя критериальное оценивание – это:

1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик

(такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов

обучения конкретного ученика, конкретного класса);

3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого

высказывания о том, как они осваивают содержание курса.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать

следующим требованиям.

1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые

осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения

ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация

передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали

одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без

запинок») и т. п.

2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, он

сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Например, «детские» критерии оценки могут

выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и т. д.

Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения

одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п.

Например, после

работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь

на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения.

Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого

из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и

составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог

каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с

которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку,

если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий

правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не

было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в

тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка

сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?

2) Вся ли информация передана верно?

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно

обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на

уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы

помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса.

Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе,

чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская

задача.

4. Критерии должны изменяться.

Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например

«говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки;

появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный

момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

5. Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение

устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в

группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а

критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме.

Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания.

Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать

ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними

справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах.

Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три

структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не

получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное

оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала

интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про

музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике

отметь предложения, которые описывают картинку».

Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а

затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным

оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради

оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»).

Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,

«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после

его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на

уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам

обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для

оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать

шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например,

на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность»,

«уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает

выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае

необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.

Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и

при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого

урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и

умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой

для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к

собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно,

слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про

город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что

делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в

классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка,

которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших

трудностей.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является

представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.

Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление

его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании

подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной

доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и

представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего

выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение

содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и

настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного

выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе

«Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих

программах по классам и в учебных пособиях.

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также

целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им.

Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний

из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность

выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено

письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед

классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы

одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного

задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к

выставлению баллов:

2 балла высокий уровень

1 балл средний уровень

0 баллов низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение

проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку

педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.