МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
Урок – смотр знаний по теме:
«КРОВЬ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»
8 класс
Составлено учителем биологии
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Тереховой Екатериной Александровной.
г. Иркутск
ЦЕЛЬ: повторение и обобщение знаний на основе развития креативных навыков.
ЗАДАЧИ:
обучающие - учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения; работу сердца (сердечный цикл); образование тромба; формирование иммунитета;
воспитательные - быть знакомыми с заболеваниями сердечно – сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно – сосудистой системы;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Строение сердца», «Кровообращение». Бумага, карточки с заданиями и тестами, лист для выставления оценок, вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания ПМП, цветные фишки. Таблички с названиями команд, жюри. Мультимедийное оборудование
Класс заранее делится на три команды, придумывает название команды, девиз и на перемене рассаживаются по командам на 1, 2 и 3 ряды. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки: каждый цвет дает возможность представителям команд участвовать в одном из конкурсов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы закончили знакомство с большой и трудной темой – «Кровь. Кровообращение». На этом уроке мы обобщим все полученные Вами знания по данной теме. Сделаем мы это в форме игры. От каждой команды Вы делегируете участника жюри, которые, вместе с гостями урока, будут подводить итоги конкурсов.
II. Проверка знаний учащихся. Проводится в виде игр – конкурсов.
Перед каждым конкурсом ставится цель, оценивает результаты жюри. У жюри есть ключи ответов на каждый конкурс.
1. Конкурс «РАЗМИНКА» Анатомические загадки.
Слушая маленькие стишки, заканчивать их.
Предлагаю Вам ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – жетон быстро поднимает.
Кто с темой нашею знаком, тому загадки нипочем.
Вмиг связать с кислородом
Может только он один.
Он живет в эритроцитах,
Как зовут? (Гемоглобин).
Этот орган кровь толкает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан – «дверца»,
Что за орган? Это - …(сердце).
Кислород доставит всюду
(Это, братцы, не проблема),
Как зовется это чудо?...
(Кровеносная система).
Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен,
Это … (углекислый газ).
И совсем наоборот
Поглощаем … (кислород).
Вмиг микробы все убиты!
Подключились … (лимфоциты).
Повторяем вновь и вновь:
Кислород разносит … (кровь).
Стоп, микробы! Хода нет!
У меня … (иммунитет).
2. Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…».
Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие голубую фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа. Ответы записываются на листах соответствующего цвета, Ф.И. ученики подписывают.
1. 90% (количество воды в крови).
2. 300 г. (масса сердца).
3. 65 – 70 раз в мин (количество сердечных сокращений).
4. 0,8 секунды (длительность сердечного цикла).
5. 5 млн./мм кубич. (количество эритроцитов).
6. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
7. 0,4 секунды (пауза сердечного цикла)
8. 6 – 8 тыс./мм кубич. (количество лейкоцитов).
9. 20 – 25 сек. (полный кругооборот по большому кругу).
10. 100 тыс. км (общая протяженность капилляров).
Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 – 2 ошибки; «3» - 3 – 5 ошибок.
3. Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».
Условия: работают ученики с сиреневыми фишками. Работают во время проведения конкурса «С точностью до…». Они выявляют ошибки в тексте, выписывают их на бумагу соответствующего цвета. Сдают на проверку жюри.
Т е к с т ы к конкурсу «Найди ошибку».
1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в печени (красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (кислорода). 6 ошибок.
2. Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют постоянную форму (непостоянную) и хорошо выраженное ядро.
В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. (6 – 9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены (антитела), способные нейтрализовать инфекцию. 6 ошибок.
3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются) между собой. Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут (секунд). 6 ошибок.
Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 – 3 ошибки.
4. Конкурс «ПРИЁМ В ТРАВМПУНКТЕ».
В конкурсе участвуют все ребята. Они должны оказать помощь «пострадавшему», задания выбираются жеребьевкой.
Задания:
1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.
Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
2. У пострадавшего глубокий порез в районе запястья, из раны течет темно – вишневая кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
3. Бегая на перемене, мальчики сильно ударились, у одного из них пошла носом кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
5. Работа с тестом – нумератором по вариантам. Все ученики на оценку выполняют это задание, работы сдают на проверку учителю. В это время учитель подводит итоги конкурсов.
I вариант.
А – выписать цифры, которыми обозначены признаки малого круга кровообращения.
Б – выписать цифры, которыми обозначены кровеносные сосуды и камеры сердца, содержащие артериальную кровь.
В – выписать цифры, которые обозначают строение полулунных клапанов.
II вариант.
А – выписать цифры, которыми обозначены признаки большого круга кровообращения.
Б – выписать цифры, которыми обозначены кровеносные сосуды и камеры сердца, содержащие венозную кровь.
В – выписать цифры, которые обозначают строение створчатых клапанов.
Цифры, обозначающие признак:
I вариант II вариант
1. Правое предсердие ---------------------------------------------------- 14.
2. Правый желудочек ---------------------------------------------------- 15.
3. Левое предсердие ----------------------------------------------------- 16.
4. Левый желудочек ------------------------------------------------------ 17.
5. Аорта --------------------------------------------------------------------- 18.
6. Легочная артерия ------------------------------------------------------ 19.
7. Верхняя и нижняя полые вены ------------------------------------- 20.
8. Легочные вены --------------------------------------------------------- 21.
9. Легочные капилляры ------------------------------------------------- 22.
10. Артерии во всех частях тела --------------------------------------- 23.
11. Капилляры в тканях -------------------------------------------------- 24.
12. Артериальная кровь превращается венозную ------------------ 25.
13. Венозная кровь превращается в артериальную ---------------- 26.
III. Поведение итогов.
1. Оценка участия в конкурсах и результаты конкурсах.
2. Выставление оценок.
3. Общие итоги и выводы.
Приложение 1
КЛЮЧ ответов для жюри.
Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО…». Правильные ответы даны в скобках.
Максимальное количество баллов – 10, остальные от количества правильных ответов.
1. 90% (количество воды в крови).
2. 300 г. (масса сердца).
3. 65 – 70 раз в мин (количество сердечных сокращений).
4. 0,8 секунды (длительность сердечного цикла).
5. 5 млн./мм кубич. (количество эритроцитов).
6. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
7. 0,4 секунды (пауза сердечного цикла).
8. 6 – 8 тыс./мм кубич. (количество лейкоцитов).
9. 20 – 25 сек. (полный кругооборот по большому кругу).
10. 100 тыс. км (общая протяженность капилляров).
Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 – 2 ошибки; «3» - 3 – 5 ошибок.
Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ». Неправильные ответы выделены жирным шрифтом, правильные в скобках курсивом.
Максимальное количество баллов – 6, остальные от количества правильных ответов.
1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в печени (красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (кислорода). 6 ошибок.
2. Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют постоянную форму (непостоянную) и хорошо выраженное ядро.
В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. (6 – 9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены (антитела), способные нейтрализовать инфекцию. 6 ошибок.
3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются) между собой. Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут (секунд). 6 ошибок.
Критерии оценки за задание: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 – 3 ошибки.
Приложение 2
Задания для учащихся
Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».
1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм кубич. их 10 миллионов. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в печени. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ.
Все найденные Вами ошибки выпишите:
______________________________________________________________
Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».
2. Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют постоянную форму и хорошо выраженное ядро. В 1 мм кубич. их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные вещества – антигены, способные нейтрализовать инфекцию.
Все найденные Вами ошибки выпишите:
_____________________________________________________________
Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ».
3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются между собой. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут.
Все найденные Вами ошибки выпишите:
_______________________________________________________________
1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.
Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
___________________________________________________________________________
2. У пострадавшего глубокий порез в районе запястья, из раны течет темно – вишневая кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
_____________________________________________________________________________
3. Бегая на перемене, мальчики сильно ударились, у одного из них пошла носом кровь. Определите вид кровотечения и окажите первую медицинскую помощь.
Приложение 3
Л И С Т
оценивания команд
№ | Название конкурсов | Баллы за конкурсы |
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 |
1. | Название и девиз команды. (Максим. 5 баллов) | | | |
2. | Разминка. (От количества угаданных терминов) | | | |
3. | «С точностью до…». (Максим. 30 баллов) | | | |
4. | «Найди ошибку». (Максим. 18 баллов) | | | |
5. | «Прием в травмпункте». (Максим. 5 баллов) | | | |
6. | ИТОГО: | | | |
6. | ИТОГО: | | | |