СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол для молодых специалистов 3

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» и лат. cultura — «возделывание земли», кратко — физкультура, на школьном сленге — физ-ра, физра) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека в процессе осознанной двигательной активности.

Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизнисоциальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол для молодых специалистов 3»

Круглый стол

«Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика».


Цели: Содействовать профессиональному становлению молодых педагогов, развивать их компетентность в период адаптации профессиональной деятельности.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, репродукции картин: «Девятый вал», «Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»


Ход занятия:

.

Слайд1. Школа молодого учителя Вступительное слово ведущего

Школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.

Современное развитие образования показывает, что для школы наступает новый этап. Он состоит в том, чтобы создавать условия для развития профессиональной компетентности, что является важным фактором успешности учителя и качества его работы.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужен синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Как бы ни говорили -нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный передавать знания, научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.

А как же быть молодому педагогу, только что окончившему учебное заведение? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с учащимися - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников. Ведь каждый из них - мастер своего дела.

Вот такие опытные педагоги и являются наставниками наших молодых специалистов. (представление наставников). Быкова Р.В. (стаж работы-35лет), Изоткина Л.С.(27лет), Никитина Т.Ю.(23 года), Карнюшина Т.И. (17 лет).

Сегодня мы их пригласили на наше занятие в школе молодого учителя.

Ведь все они помогают начинающим учителям в календарно-тематическом планировании, в подборе дидактического материала, наглядных пособий, посещают уроки молодых учителей с последующим тщательным анализом, приглашают их на свои уроки, затем совместно их обсуждая. Неоднократно мы на заседаниях ШМУ рассматривали вопросы, касающиеся методике проведения современного урока, работе со школьной документацией. После подведения итогов работы, собеседований с молодыми учителями, анкетирования на выявление профессиональных затруднений пришли к выводу, что назрел для обсуждения вопрос: психологические проблемы взаимодействия учителя и ученика.

Слайд 2. Круглый стол «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика». Фотографии молодых специалистов.

Итак, тема нашего сегодняшнего круглого стола «Психологические проблемы повышения эффективности педагогического взаимодействия учителя и ученика».

Представлю участников нашего круглого стола:

Федюшина Е. А. – зам. дир. по ВР, учитель русского языка и литературы, стаж работы - 3 года

Алексенко Е. И. – учитель англ. яз., стаж работы - 1 год,

Хлебникова В. Д. – учитель ФК, стаж работы - 3 года,

Федотенкова Т. Н. – учитель географии, стаж работы - 2 года

Алексенко Д. В. – преп.-орг. ОБЖ, учитель англ. яз., стаж работы - 1 год,

Кирюхина Е. Г. – старшая вожатая, стаж работы - 1 год.

Предлагаю включить в группу участников «круглого стола»


Давыденкову Вал.Степ.-начальник ООПО, стаж работы в должности - 2 года.


В основном у всех молодых педагогов нашей школы имеется небольшой опыт работы, в том числе и у Алексенко Е.И. и Алексенко Д.В. Однако, в прошлом году они работали в школе, будучи студентами. А квалифицированными специалистами они становятся только в этом учебном году.


Посвящение в учителя. Слово предоставляется дир. школы Быковой Р.В.

Поздравление в стихотворной форме и подарки.



Прежде чем приступить к обсуждению темы, хотелось бы познакомить вас с результатами методики «Педагогические ситуации», которая была проведена с молодыми специалистами. Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней ситуаций.

Способность правильно решать педагогические проблемы определялась по сумме баллов. Если испытуемый получает среднюю оценку выше 4,5 баллов, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. От 3,5 до 4,5 баллов-среднеразвитыми, ниже 3,4 балла-слаборазвитыми. У наших молодых специалистов результат оказался от 4,1 до 4,5 баллов, что соответствует среднеразвитым пед. способностям. Но это теоретически, а практика может внести свои коррективы.


В ходе работы молодые специалисты сталкиваются с различными психологическими проблемами. Вот некоторые из них.

Слайд3. с проблемами

  • Знакомство учителя и ученика

  • Психологический климат на уроке

  • Низкий порог учебной мотивации

  • Дисциплина на уроке

  • Умение разрешать возникающие конфликтные ситуации

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие будет способствовать решению некоторых проблем.

Слайды4,5. с картинами.

Слайд 6.Как №4


Приступим к выполнению первого задания. Перед вами представлены картины. Я предлагаю вам выбрать одну из них, которая наиболее точно отражает ваше состояние на уроке. Прокомментируйте свой выбор двумя – тремя предложениями. Опишите свои чувства, эмоции и состояние, которое соответствует выбранной картине.

Предлагаю наставникам молодых педагогов и гостям круглого стола (среди них я вижу много молодых людей) подключиться к выполнению этого задания.

Идеи:
«Девятый вал» - вы чувствуете себя на уроке как во время шторма, вы на плоту или ваши ученики
« Опять двойка» - ваши ученики двоечники, вы ставите только двойки, потому что домашнее задание не сделано
«Три богатыря» - вы чувствуете себя уверенно, как богатыри,
«Переход Суворова через Альпы» - ваши ученики готовы пойти за вами, как солдаты за Суворовым в Альпы, они высоко мотивированы,
«Устный счет» - ваши ученики все заняты делом на уроке,
«Взятие снежного городка» - вы штурмуете или вас штурмуют

Заслушиваем молодых специалистов.

Вашим ученикам предлагалось аналогичное задание. И вот какие результаты мы получили.


Слайды 7-11. Фото учителя – напротив картина, с которой ассоциируют учителя ученики

Ведущий комментирует выбор учащихся, сравнивает его с выбором учителя и дает напутствие молодым педагогам.


Одной из проблем, с которой сталкивается молодой специалист, является создание психологического климата на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся.

Для развития ребенка и усвоения им знаний необходим психологический комфорт. Задача учителя – организовать определенную систему мер по созданию благоприятного психологического климата на уроке.



Отношение учащихся к учителю - это важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это, и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Вот несколько факторов, способствующих благоприятному психологическому климату.

Слайд12.

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.

  • Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

  • Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

  • Любое эмоциональное состояние, даже отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения по решению различных ситуаций, возникающих на уроке.

Приглашаю присоединиться к нам наставникам и нашим гостям.

Слайд 13.

Ситуация1. Учитель пришёл на урок в класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Ваши действия.

Ситуация2. Ребята решили сорвать урок молодой учительнице. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда учительница вошла в класс раздались соответствующие звуки. Ваши действия.

Ситуация 3. В порыве злости один из учеников на уроке заявил: «Моя мама сказала, что Вы не знаете предмета, и у Вас невысокий умственный потенциал». Ваши действия.

Ситуация 4. Вы обнаружили, что в журнале на странице по вашему предмету кто-то из учащихся подставил оценку. Ваши действия.

Ситуация 5. Ученик срывает урок. У Вас появилось желание выгнать его из класса. Ваши действия.

Ситуация 6. Совещание директоров. Отличная погода. Предложение от директоров – выехать на природу. Ваши действия.

(заслушиваются решение ситуации)



Вывод: Необходимо помнить, что есть типичные педагогические ситуации, но нет единого способа решения. Решение ситуации зависит от классного коллектива, от личности учителя, от конкретных условий. Нахождение этих способов в каждой конкретной ситуации и есть признак педагогического мастерства каждого из вас.


А теперь я предлагаю вам выразить свое представление об отношениях между учителем и учеником в виде коллажа. Первый опыт работы вы приобрели. Совместный стаж работы у наших молодых педагогов имеется, 4 из них являются выпускниками нашей школы. Поэтому они могут прийти к общему мнению.

Подготовка молодыми специалистами коллажа сопровождается музыкой и фотографиями молодых в работе

Слайды 14-24.

Презентация коллажа.


А сейчас наставники озвучат свои рекомендации молодым педагогам.

Слайды 25-27.

Рекомендации молодому учителю

 Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

 Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

 Помни, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. Как можно чаще обращайся к ученикам по имени.

 Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

 Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

 Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

 Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

 Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

 Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

 Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

 В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

 Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

 Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй.

 Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Молодой спец.: Спасибо за рекомендации. Мы постараемся применять их в своей работе.

Заключение.

Закончить наше занятие в ШМУ я хочу словами Дистервега.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

Слайд 28.

На этом наше заседание «круглого стола» закончено. Надеюсь, что оно поможет вам решать проблемы психологического взаимодействия с учащимися.

Благодарю участников и гостей круглого стола за продуктивную работу.

Молодым специалистам желаю успехов в работе.

До встречи на следующем занятии!



































8