СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Экология и МЫ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка примерной рабочей программы экологического кружка.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Экология и МЫ"»

Пояснительная записка

Программа «Экология и МЫ» экологического кружка направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществления образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:

  1. Принцип единства (все мы являемся частью природы).

  2. Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).

  3. Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).

  4. Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).

  5. Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).

  6. Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).

  7. Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).

  8. Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).

Кружок «Экология и МЫ» решает важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:

  • образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе изысканий.

  • воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Цель программы:

Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

  1. Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности

  2. Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей

  3. Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

  4. Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды

  5. Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности

  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие творческого мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

Содержание программы

Введение. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. Инструктаж по ТБ.

Мифы как способ познания мира. Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии.

Экологические традиции и обряды в фольклоре. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки». Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности». Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы». Сбор краеведческого материала «Любимые и нелюбимые деревья жителей нашей местности». История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт.

Экологическая этика в истории и современности местного населения. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Отражение отношений человека и природы в местных названиях. Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности».

Законы человеческого общества как отражение законов природы. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Сопоставление законов местного сообщества и законов природы. Правила поведения человека в природе.

Среда обитания и здоровье человека Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Влияние природных факторов на здоровье населения. Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды. Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность.

Экология человека. Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Пользование предметами личной гигиены. Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности – помощники в уходе за кожей». Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители». Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев».



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6класс.

п/п


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Введение. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. Инструктаж по ТБ.

1




Мифы как способ познания мира

3



2

Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе




3

Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе.




4

Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии





Экологические традиции и обряды в фольклоре.

6



5

Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе.




6

Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях.




7

Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки»




8

Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности»




9

Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы»




10

Сбор краеведческого материала «Любимые и нелюбимые деревья жителей нашей местности»





Экологическая этика в истории и современности местного населения.

4



11

История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт.




12

Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями.




13

Отражение отношений человека и природы в местных названиях.




14

Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности»





Законы человеческого общества как отражение законов природы

4



15

Законы природы. Законы человеческого общества.




16

Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе.




17

Сопоставление законов местного сообщества и законов природы.




18

Правила поведения человека в природе.





Среда обитания и здоровье человека

8



19

Экология человека. Экологические факторы.




20

Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.




21

Влияние природных факторов на здоровье населения.




22

Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды




23

Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы).




24

Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний.




25

Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный.




26

Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность





Экология человека.

8



27

Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности.




28

Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями.




29

Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях.




30

Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.




31

Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Пользование предметами личной гигиены.




32

Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности – помощники в уходе за кожей




33

Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители»




34

Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев»




Итого 34 часа





Учебно-методические средства обучения


  1. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.

  2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.

  3. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.

  4. Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.

  5. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.

  6. Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.

  7. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

  8. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

  9. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;

  10. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2005 г.», г. Сыктывкар, 2006 г.

  11. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.

  12. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.

  13. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997

  14. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.

  15. Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.

  16. Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.