Просмотр содержимого документа
«Кружок "Экология и МЫ"»
Пояснительная записка
Программа «Экология и МЫ» экологического кружка направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
При реализации данной программы отбор предметного содержания, форм и методов осуществления образовательного процесса направлен на формирование мировоззрения нового общества устойчивого развития:
Принцип единства (все мы являемся частью природы).
Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие).
Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).
Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).
Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).
Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).
Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).
Принцип: люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью).
Кружок «Экология и МЫ» решает важные и разнообразные психолого-педагогические задачи:
образовательная – у воспитанников расширяется кругозор, происходит переосмысление места и роли человека в природе, понимание принципов функционировании человеческого общества, построенного на законах, которые являются отражениями закономерностей, существующих в природе, активизируется мыслительная деятельность через самостоятельное изучение нового материала и исследовательскую деятельность, тренируется наблюдательность в ходе изысканий.
воспитательная – у ребенка формируется потребность в новом типе отношений между человеком и природой, развивается любовь к своей малой родине, уважение к традициям и истории своего народа, происходит переосмысление ценностей и потребностей в соответствии с философией общества устойчивого развития, развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и переменного состава)
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.
Цель программы:
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
Задачи программы:
Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности
Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей
Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся
Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды
Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним)
Ожидаемый результат:
Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие творческого мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
Содержание программы
Введение. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. Инструктаж по ТБ.
Мифы как способ познания мира. Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии.
Экологические традиции и обряды в фольклоре. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки». Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности». Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы». Сбор краеведческого материала «Любимые и нелюбимые деревья жителей нашей местности». История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт.
Экологическая этика в истории и современности местного населения. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Отражение отношений человека и природы в местных названиях. Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности».
Законы человеческого общества как отражение законов природы. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Сопоставление законов местного сообщества и законов природы. Правила поведения человека в природе.
Среда обитания и здоровье человека Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Влияние природных факторов на здоровье населения. Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды. Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность.
Экология человека. Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Пользование предметами личной гигиены. Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности – помощники в уходе за кожей». Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители». Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Введение. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
| Мифы как способ познания мира | 3 | | |
2 | Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе | | | |
3 | Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. | | | |
4 | Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии | | | |
| Экологические традиции и обряды в фольклоре. | 6 | | |
5 | Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. | | | |
6 | Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. | | | |
7 | Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки» | | | |
8 | Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности» | | | |
9 | Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» | | | |
10 | Сбор краеведческого материала «Любимые и нелюбимые деревья жителей нашей местности» | | | |
| Экологическая этика в истории и современности местного населения. | 4 | | |
11 | История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. | | | |
12 | Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. | | | |
13 | Отражение отношений человека и природы в местных названиях. | | | |
14 | Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности» | | | |
| Законы человеческого общества как отражение законов природы | 4 | | |
15 | Законы природы. Законы человеческого общества. | | | |
16 | Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. | | | |
17 | Сопоставление законов местного сообщества и законов природы. | | | |
18 | Правила поведения человека в природе. | | | |
| Среда обитания и здоровье человека | 8 | | |
19 | Экология человека. Экологические факторы. | | | |
20 | Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. | | | |
21 | Влияние природных факторов на здоровье населения. | | | |
22 | Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды | | | |
23 | Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). | | | |
24 | Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. | | | |
25 | Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. | | | |
26 | Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность | | | |
| Экология человека. | 8 | | |
27 | Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. | | | |
28 | Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. | | | |
29 | Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. | | | |
30 | Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. | | | |
31 | Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья. Пользование предметами личной гигиены. | | | |
32 | Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности – помощники в уходе за кожей | | | |
33 | Сбор краеведческого материала «Растения нашей местности - целители» | | | |
34 | Сбор краеведческого материала «Поверья, легенды, связанные с необычной силой деревьев» | | | |
Итого 34 часа | | |
Учебно-методические средства обучения
Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего школьного возраста. Новосибирск, 2000.
И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2005 г.», г. Сыктывкар, 2006 г.
Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.