Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Всоответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”;
-Приказ Минобрнауки Р.Ф от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253(ред. от 28.12.2015)
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования"
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”.
Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
Образовательные:
формировать интерес к художественно-эстетической деятельности;
учить учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления;
Развивающие:
развивать стремление к углублению знаний;
развивать образное мышление и творческую активность учащихся;
Воспитательные:
развивать аккуратность, опрятность.
формировать чувство коллективизма;
Формы занятий:
практические занятия; создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа;
экскурсии.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся
должны знать:
графику как вид искусства, средства выразительности в графике. стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе
развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных
представлений, творческого воображения;
должны уметь:
овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, коллаж) и
декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, техника изонить, шрифт) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и уметь выражать свои мысли; составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры; работать с бумагой (бумажная пластика);
оформлять
работать пером и тушью;
Использовать пользоваться специальной литературой с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Формы подведения итогов:
участие в творческих конкурсах;
оформление общешкольных мероприятий;
оформление основных стендов школы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Оформительская деятельность | 7 | 1 | 6 |
3. | Иллюстрация | 3 | 1 | 2 |
4. | Художественное конструирование | 4 | 1 | 3 |
5. | Шрифты | 5 | 1 | 4 |
6. | Полиграфический дизайн | 5 | 1 | 4 |
7. | Плакат | 3 | 1 | 2 |
8. | Орнамент | 2 | 1 | 1 |
9. | Природа, творчество и дизайн | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 34ч. | 9 | 25 |
Содержание
Вводное занятие
Рабочее место. Разновидности декоративно-оформительских работ. Материалы, инструменты, приспособления. Технология декоративно-оформительских работ.
Знать:
-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, тон, цвет, форма, перспектива, композиция;
-о разных художественных материалах, техниках и их значении в создании художественного образа;
Уметь:
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаши, тушь, мелки);
-использовать различные приемы работы живописными и графическими материалами;
Оформительская деятельность
Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику. Работа с музейными материалами.
Знать: основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, тон, цвет, форма, перспектива, композиция;
-о разных художественных материалах, техниках и их значении в создании художественного образа;
Уметь:
Уметь:
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаши, тушь, мелки);
-использовать различные приемы работы живописными и графическими материалами;
Иллюстрация
Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в изобразительном искусстве. Иллюстрации «Новогодняя сказка»
Знать:
- известных художников – иллюстраторов книг;
-роль художественной иллюстрации
Уметь:
-выражать авторскую позицию по выбранной теме;
-организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.
Художественное конструирование
Основы художественного конструирования. Открытки. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». Маски
Знать:
-многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства;
-
Уметь:
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-владеть навыком работы в конкретном материале.
Шрифт
Краткий очерк истории развития шрифта. Классификация шрифтов. Рекламные шрифты. Стилизованные шрифты. Рубленные шрифты.
Знать:
-виды шрифтов, их графический стиль начертания
Уметь:
-определять виды шрифтов;
-использовать шрифты в композиции
Полиграфический дизайн
Многообразие видов полиграфического дизайна. От визитки до книги. Соединение текста и изображения. Шрифтовая композиция текста: Обложка книги. Титульный лист. Буквица. Концовка.
Знать:
-историю полиграфии;
-понятия композиции, как основы дизайна;
-изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь:
- применять правила дизайнерской грамоты
-выполнять коллажную композицию
Плакат
Виды плакатов. Афиша. Пригласительный билет. Эмблема.
Знать:
-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, тон, цвет, форма, перспектива, композиция;
-о разных художественных материалах, техниках и их значении в создании художественного образа;
Уметь:
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаши, тушь, мелки);
-использовать различные приемы работы живописными и графическими материалами;
Орнамент
Краткие исторические сведения. Виды орнамента. Построение орнамента.
Знать:
-понятие стилизация;
-виды орнамента;
-особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента;
-традиционные промыслы России
Уметь:
-передавать единство формы и декора;
-выполнять приемы письма народных промыслов;
-выполнять орнаментальную композицию определенного вида;
-анализировать произведения народных мастеров.
Природа, творчество и дизайн
Стилизация природных форм. Работа с природным материалом. Декоративно- оформительская работа в школе.
Знать:
-особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;
-роль цвета в формировании вещного пространства
Уметь:
-использовать принципы компановки, ритмического расположения масс, общего цветового решения;
-использовать разнообразные материалы;
-работать по воображению;
-создавать композиционное пространство.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата | Название раздела. Темы. | Кол-во часов всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие 1.1. Рабочее место. Разновидности декоративно- оформительских работ. | 2 | 1 | 1 |
| 1.2. Материалы, инструменты, приспособления. Технология декоративно-оформительских работ. | | | |
2. | Оформительская деятельность Поздравительная телеграмма, открытка, стенная газета к празднику. Поздравительная телеграмма. Поздравительная открытка Стенная газета | 7 | 1 | 6 |
3. | Иллюстрация Правила, приемы и средства композиции. Сказочная тема в изобразительном искусстве. Иллюстрации «Новогодняя сказка» | 3 | 1 | 2 |
4. | Художественное конструирование Основы художественного конструирования Открытки. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». Бумажная пластика. Маски | 4 | 1 | 3 |
5. | Шрифт Краткий очерк истории развития шрифта. Классификация шрифтов. Рекламные шрифты; Стилизованные шрифты; Рубленные шрифты. | 5 | 1 | 4 |
6. | Полиграфический дизайн Многообразие видов полиграфического дизайна. От визитки до книги. Соединение текста и изображения. Шрифтовая композиция текста: Обложка книги. Титульный лист. Буквица. Концовка. | 5 | 1 | 4 |
7. | Плакат Виды плакатов. Афиша. Пригласительный билет. Эмблема. | 3 | 1 | 2 |
8. | Орнамент Краткие исторические сведения. Виды орнамента. Построение орнамента. | 2 | 1 | 1 |
9. | Природа, творчество и дизайн Стилизация природных форм. Работа с природным материалом. Декоративно-оформительская работа в школе. | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 34ч. | 9 | 25 |
Краткое содержание учебных тем
№ | Раздел | Теоретическое описание | Практическое |
1. | Вводное занятие | Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя. | Практические указания и советы по технике декоративно- оформительских работ. |
2. | Оформительская деятельность | Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. | Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. |
3. | Иллюстрация | Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. | Выполнение иллюстраций к сказкам «Конек-горбунок», «Аленький цветочек». |
4. | Художественное конструирование | Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. | Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. Конструирование поделок. 4. Коллективная работа. |
5. | Шрифт. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. | Создание композиции из произвольного количества букв. Создание композиции из линии строкового текста. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв. |
6. | Полиграфический дизайн. | Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. | 1. Выполнение творческой композиции |
| | Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. | «Старинные книги». 2. Практическая работа «Я – художник- оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка). |
7. | Плакат. | Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. | 1.Выполнение эскизов плакатов. Н-р: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др. |
8. | Орнамент. | Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. | Зарисовка мотивов. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. |
9. | Природа, творчество и дизайн. | Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. | Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки. |