МБОУ « ХСОШ №1 им.Р.Я. Бекишева»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании МО зам директора по УВР Директор школы
Протокол № ____ ________/ Бекмурзаева Ш.Ш/ ________/ Минатуллаев Н.И./
От «____»___________ От «____» _______________ От. «____» ______________
Рабочая программа по ОБЖ
Учитель : Ногаев Рашидхан Адилович
Год реализация программы: 2021-2022 учебный год
Класс: 9б
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по « Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классов» ( основная школа, средняя школа, полная школа) под редакцией Смирнова А.Т., Хрейнекова Б.О., соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта ( утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004года), М.: « Просвещение 2012год»
Учебник ОБЖ для 9 класса Смирнова А.Т., Хрейнекова Б.О.- М.: « Просвещение» 2019 год
__________________
(подпись учителя)
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по учебным предметам, с Рабочих программ. Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 4-е изд.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебной программы для 9 класса
Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (24 ЧАСА)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 часов)
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)
Россия в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.
Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. |
Угроза военной безопасности России. |
Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.
Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. |
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций |
Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций. |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях. |
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов)
5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. |
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. |
Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.
6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа)
Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму
Общегосударственное противодействие наркотизму.
Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.
С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».
Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
7. Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа)
Организационные основы противодействия терроризму в РФ
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ
Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.
8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)
Правила поведения при угрозе теракта.
Профилактика наркозависимости.
Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.
Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.
Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (10 ЧАСОВ)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 часов)
9. Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. |
Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.
10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)
Ранние половые связи и их последствия. |
Инфекции, передаваемые половым путём. |
Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.
11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
Брак и семья. |
Семья и здоровый образ жизни человека. |
Основные семейные права в Российской Федерации. |
Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.
Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа)
12. Оказание первой помощи (2 часа)
Первая помощь при массовых поражениях.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших
Календарно- тематический план по ОБЖ на 2021-2022 учебный год .
№ | Тема урока | Количество часов | Тип уроков | Дом.задания | Дата проведения |
план | факт |
| 1. Национальная безопасность в России в современном мире | 4 | | | ммммпррроооо | фффф |
1 | Современный мир и Россия | 1 | УНЗ | Гл.1 ст.8 | 8.09. | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | Ком | Гл.1.2 ст-16 | 15.09 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | УНЗ | Гл.1.3 .ст-20 | 22.09 | |
4 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | 1 | УНЗ | Гл.1.4. ст-24 | 29.09 | |
| 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России | 4 | | | | |
5 | Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 | Ком | Гл.2.1 ст-31 | 06.10 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. | 1 | УНЗ | Гл.2.2 ст-40 | 13.10 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. | 1 | Ком | Гл.2.3 ст 42 | 20.10 | |
8 | Угроза военной безопасности России. | 1 | УНЗ | Гл.2.4 ст-48 | 27.10 | |
| 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | | | | |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 | УНЗ | Гл.3.1 ст-54 | 10.11 | |
10 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | УНЗ | Гл.3.2 ст- 56 | 17.11 | |
11 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 1 | УНЗ | Гл.3.3 ст-68 | 24.11 | |
| 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 | | | | |
12 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | Ком | Гл.4.2 ст-76 | 01.12 | |
13 | Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций | 1 | УНЗ | Гл.4.2 .ст-80 | 08.12 | |
14 | Оповещение населения в условиях чрезвычайных ситуаций. | 1 | Ком | Гл.4.3 ст-85 | 15.12 | |
15 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражениях | 1 | УНЗ | Гл.4.4 ст-91 | 22.12 | |
| 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | 2 | | | | |
16 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | 1 | Ком | Гл.5.1 .ст-96 | 29.12 | |
17 | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 | УНЗ | Гл.5.2. ст-102 | 12.01 | |
| 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | | | | |
18 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму | 1 | Ком | Гл.6.1. ст-100 | 19.01 | |
19 | Общегосударственное противодействие терроризму. | 1 | УНЗ | Гл.6.2 ст-116 | 26.01 | |
620 | Нормативно-правовая база противодействия норкотизму | 1 | Ком | Гл.6.3 ст-122 | 02.02 | |
| 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации | 2 | | | | |
21 | Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 | УНЗ | Гл.7.1 .ст-128 | 09.02 | |
22 | Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | 1 | Ком | Гл.7.2 ст-133 | 16.02 | |
| 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | 2 | | | | |
23 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | УНЗ | Гл. 8.1 ст-140 | 02.03 | |
24 | Профилактика наркозависимости. | 1 | Ком | Гл.8.2 ст-151 | 09.03 | |
| 9. Здоровье — условие благополучия человека | 3 | | | | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 | УНЗ | Гл.9.1 ст-160 | 16.03 | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | Ком | Гл.9.2 . ст-168 | 06.04 | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 1 | УНЗ | Гл.3.8 ст-175 | 13.04 | |
| 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 2 | | | | |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | 1 | Ком | | 20.04 | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путём. | 1 | УНЗ | | 27.04 | |
| 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | | | | |
30 | Брак и семья. | 1 | Ком | Гл.10.1 ст-163 | 04.05 | |
31 | Семья и здоровый образ жизни человека. | 1 | УНЗ | Гл. 10.2 ст-187 | 11.05 | |
32 | Основные семейные права в Российской Федерации. | 1 | Ком | Гл. 10.3 ст- 189 | 18.05 | |
| 12. Оказание первой помощи | 2 | | | | |
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. | 1 | УНЗ | Гл. 11.1 ст-196 | 25.05 | |
34 | Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ. | 1 | Ком | Гл.11.2 ст-198 | 28.05 | |
35 | Контрольная работа по пройденным темам | 1 | Кон. знаний | | 31.05 | |
Всего: 35 часа