(составлено в соответсвии с учебной программой по учебному предмету «Русский язык» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.06.2023 № 181)
68 часов, из них на контрольные письменные работы – 9 часов: КД (1) – 1 ч, КИ (2) – 4 ч, КС (2) – 4 ч; на обучающие письменные работы, на которые отводятся отдельные уроки, – 11 часов: ОИ (2) – 4 ч, ОТР (1) – 1 ч, ОС (3) – 6 ч; 1 час резервный
№ урока | Дата | Раздел программы Тема урока | К-во часов |
| | Повторение изученного в VIII классе | 2 ч |
1 | | ОПБП. Повторение изученного в VIII классе. Словосочетание. Простое предложение | 1 |
2 | | Осложнённое простое предложение (с однородными, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращением) | 1 |
| | Текст. Стили речи | 4 ч |
3 | | Текст и его основные признаки (повторение). Синтаксическая синонимия (ознакомление) | 1 |
4 | | Стили речи (повторение): языковые средства стилей | 1 |
5-6 | | Подготовка к написанию изложения «Новая жизнь» (Текст из “Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитанина на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений». С. 77-78, абз. 1-8, 10 (изменить); 240 слов) | 2 |
Изложение «Новая жизнь» |
| | Синтаксис и пунктуация (продолжение) | 54 ч |
| | Общая характеристика сложного предложения | 1 ч |
7 | | Общая характеристика сложного предложения (значение, средства связи и их роль, строение) | 1 |
| | Сложносочиненное предложение | 8 ч |
8 | | Сложносочинённое предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложения | 1 |
9 | | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 |
10 | | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | 1 |
11 | | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами | 1 |
12 | | Сложносочинённые предложения с противительными союзами | 1 |
13-14 | | Контрольное изложение «На пороге весны» (Текст из “Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитанина на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений». С. 30-31; 240 слов) | 2 |
15 | | Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Тематическая тестовая самостоятельная работа | 1 |
| | Сложноподчинённое предложение | 22 ч (17+5) |
16 | | Сложноподчинённое предложение: главная и придаточная часть. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 17 ч 1 |
17 | | Средства связи частей в сложноподчиненном предложении: подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова | 1 |
18 | | Основные виды придаточных частей. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 |
19 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (продолжение) | 1 |
20 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 |
21 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (про должение) | 1 |
22 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | 1 |
23 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | 1 |
24 | | Контрольный диктант « | 1 |
25 | | Анализ контрольного диктанта. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия | 1 |
26 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки | 1 |
27-28 | | Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения «Что такое совесть?» (или «Почему люди хвастают?», «Конфликтный ли я человек?») (Упр. 197, 202 – в помощь) | 2 |
Сочинение «Что такое совесть?» (или «Почему люди хвастают?», «Конфликтный ли я человек?») |
29 | | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени, сравнительными | 1 |
30 | | Пунктуация в конструкциях с союзом как (повторение и систематизация) | 1 |
31 | | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения | 1 |
32 | | Обобщение изученного о сложноподчинённых предложениях. Тематическая тестовая самостоятельная работа | 1 |
| | Жанры речи. Отзыв | 4 ч |
33 | | Жанры речи. Отзыв. Содержание, композиция, языковые средства | 2 |
34 | |
35- 36 | | Подготовка к написанию обучающего сочинения в жанре отзыва (Упр. 242) | 2 |
Сочинение в жанре отзыва |
| | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | 5 ч |
37 | | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение (ознакомление) | 1 |
38 | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями | 1 |
39 | | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Обобщение изученного о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 |
40-41 | | Контрольное сочинение «С чего начинается Родина?» | 2 |
| | Бессоюзное сложное предложение | 9 ч |
42 | | Анализ контрольного сочинения. Бессоюзное сложное предложение. Средства связи частей в бессоюзном сложном предложении: интонация, порядок следования частей | 1 |
43 | | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
44- 45 | | Подготовка к написанию изложения «Слуцкие пояса» (Текст из “Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитанина на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений». С. 25-26, 251 слово) | 2 |
Изложение «Слуцкие пояса» |
46 | | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
47 | | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
48-49 | | Контрольное изложение «Хатынь» (Текст из “Сборника материалов для выпускного экзамена по учебному предмету “Русский язык” за период обучения и воспитанина на II ступени общего среднего образования. Тексты для изложений». С. 26-27; 262 слова) | 2 |
50 | | Анализ контрольного изложения. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Тематическая тестовая самостоятельная работа | 1 |
| | Сложные предложения с разными видами связи | 4 ч+ 1 ч резерв. |
51-52 | | Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной | 2 |
53 | | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи | 1 |
54 | | Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи. Обобщение изученного o предложениях с разными видами связи | 1 |
55 | | Обучающая тестовая работа «Сложное предложение» (Тестовая работа (15 заданий (ССП, СПП, БСП), опубликованных в научно-методическом журнале «Русский язык и литература», № 10, 2023 г.) | 1 |
| | Чужая речь и её виды | 10 ч |
56 | | Чужая речь и её виды. Прямая речь. Косвенная речь | 1 |
57 | | Прямая речь (углублённое повторение). Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
58-59 | | Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения на основе текста «Нет друга вернее книги» (ЭрнестХемингуэй) | 2 |
Сочинение-рассуждение на основе текста «Нет друга вернее книги» (ЭрнестХемингуэй) |
60 | | Диалог. Знаки препинания при диалоге | 1 |
61 | | Косвенная речь. Преобразование прямой речи в косвенную | 1 |
62 | | Цитация. Способы введения цитат в текст. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании | 1 |
63-64 | | Контрольное сочинение «Что значит быть патриотом?» | 2 |
65 | | Анализ контрольного сочинения. Синтаксический разбор предложений с прямой речью. Тематическая тестовая самостоятельная работа | 1 |
| | Жанры речи. Реферат | 1 ч |
66 | | Жанры речи. Реферат. Содержание, композиция, языковые средства | 1 |
| | Повторение изученного по пунктуации в VIII–IX классах | 2 ч |
67 | | Повторение изученного по пунктуации в VIII–IX классах. Знаки препинания и их роль. Знаки конца предложения | 1 |
68 | | Употребление запятой, двоеточия, тире, кавычек | 1 |