№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Общие сведения о языке |
1.1. | Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). | 1 | 0 | 0 | 01.09-02.09 | Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка; Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации; Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
1.2. | Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ | 1 | 0 | 0 | 01.09-02.09 | Диалог о том, как мы изучаем язык; Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 2 | |
Раздел 2. Фонетика и графика |
2.1. | Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. | 3 | 0 | 0 | 05.09 – 07.09 | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]; Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.2. | Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. | 2 | 0 | 0 | 08.09 – 09.09 | Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.3. | Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. | 3 | 0 | 0 | 12.09 – 14.09 | Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный; Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.4. | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). | 3 | 1 | 1 | 15.09 – 19.09 | Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). | Устный опрос, Комплексная работа, Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.5. | Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). | 1 | 0 | 0 | 20.09 | Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв); Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.6. | Использование знания алфавита при работе со словарями. | 1 | 1 | 0 | 21.09 | Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке); Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре); Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий). | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.7. | Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) | 1 | 0 | 0 | 22.09 | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 15 | |
Раздел 3. Лексика |
3.1. | Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). | 2 | 0 | 0 | 23.09 – 26.09 | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.2. | Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 2 | 0 | 0 | 27.09 – 28.09 | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям); Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов; Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а); Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями; Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить, лексические значения каких слов записаны. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.3. | Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) | 3 | 0 | 0 | 29.09 – 03.10 | Работа с рисунками, на которых изображены разные значения слов, например слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов; Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова; Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова; Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов; Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в тетрадь; Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в книгах. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.4. | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов | 3 | 1 | 0 | 04.10 – 06.10 | Наблюдение за сходством и различием значений синонимов с опорой на лексическое значение и на предложения, в которых они употреблены; Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются различия между словами; Упражнение, направленное на отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с комментированием выбора; Работа в парах: поиск в тексте синонимов; Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложениях текста; Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами — антонимами; Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов; Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению»; Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам; Практическая работа: поиск в текстах антонимов. | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 10 | |
Раздел 4. Состав слова (морфемика) |
4.1. | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | 6 | 0 | 0 | 07.10 – 14.10 | Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений; Совместное составление алгоритма выделения корня; Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня; Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем; Работа в парах: подбор родственных слов; Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов; Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего слова в ряду предложенных (например, синонимв группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов); Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
4.2. | Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | 4 | 0 | 0 | 17.10 -20.10 | Наблюдение за изменением формы слова; Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой различаются формы слова (изменяемой части слова); Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения; Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?»; Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания; Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык, исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в начальной форме). | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
4.3. | Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) | 8 | 1 | 3 | 21.10 – 08.11 | Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый); Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов; Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками. | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 18 | |
Раздел 5. Морфология |
5.1. | Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи | 10 | 1 | 1 | 09.11 – 22.11 | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.); Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов; Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных; Работа в группах: группировка имён существительных по заданным основаниям. | Устный опрос; Диктант; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
5.2. | Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи | 6 | 1 | 0 | 23.11 – 30.11 | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Работа в парах: нахождение в тексте глаголов. | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
5.3. | Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи | 6 | 0 | 0 | 01.12 – 08.12 | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное»; Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?», «какое?», «какая?»; Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных; Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных; Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
5.4. | Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 3 | 0 | 0 | 09.12 – 13.12 | Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?»; Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов; Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки. | Устный опрос; Практическая работа; Диктант. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 25 | |
Раздел 6. Синтаксис |
6.1. | Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. | 3 | 1 | 0 | 14.12 – 16.12 | Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?»; Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов. | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
6.2. | Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 2 | 0 | 0 | 19.12 – 20.12 | Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?»; Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
6.3. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 2 | 0 | 1 | 21.12 – 22.12 | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?»; Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
6.4. | Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения | 4 | 1 | 2 | 23.12 – 28.12 | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения различаются по эмоциональной окраске, например: «Ландыши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений; Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам. | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 11 | |
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
7.1. | Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. | 9 | 1 | 1 | 29.12 – 20.01 | Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?»; Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ); Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; Практическая работа: запись слов с делением для переноса, осуществление самоконтроля при делении слов для переноса; Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести); Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса; Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных; Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных; Творческое задание: написать текст, в котором встретится не менее шести имён собственных. | Устный опрос; Практическая работа; Диктант. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.2. | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. | 4 | 0 | 0 | 23.01 – 26.01 | Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести); Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.3. | Понятие орфограммы. | 2 | 1 | 0 | 27.01 – 30.01 | Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки». | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.4. | Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 12 | 0 | 2 | 31.01 – 15.02 | Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов; Дифференцированное задание: нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.5. | Использование орфографического словаря учебника для определения (уточ‐ нения) написания слова. | 2 | 0 | 1 | 16.02 – 17.02 | Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Комментированное письмо: отработка применения изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова; Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки. | Устный опрос.; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.6. | Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. | 4 | 1 | 2 | 20.02 – 23.02 | Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы. | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
7.7. | Ознакомление с правилами правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными | 22 | 1 | 2 | 24.02 – 03.04 | Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Комментированное письмо: отработка применения изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова; Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки; Наблюдение за языковым материалом, связанным с оглушением звонких согласных в конце слова, обобщение результатов наблюдений; Работа с рисунками и подписями к ним, анализируются слова типа маг — мак, пруд — прут, луг — лук и т. д.; Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения; Совместное создание алгоритма проверки орфограммы «Парные по звонкости — глухости согласные в корне слова»; Работа в парах: выбор слов по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости — глухости согласный); Работа в группах: группировка слов по заданным основаниям: совпадают или не совпадают произношение и написание согласных звуков в корне слова; Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы. | Устный опрос; Письменный контроль; Диктант; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 55 | |
Раздел 8. Развитие речи |
8.1. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | 3 | 1 | 1 | 04.04 – 06.04 | Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации; Обобще ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств; Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Наблюдение за нормами речевого этикета; Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения. | Устный опрос; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.2. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 2 | 0 | 0 | 07.04 – 10.04 | Работа в группе: анализировать уместность использования средств общения в предложенных речевых ситуациях; Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с правилами общения, нормами речевого этикета, исправление найденных ошибок; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с оцениванием правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах; Творческое задание: создать плакат с правилами участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.3. | Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам | 8 | 2 | 5 | 11.04 – 20.04 | Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы; Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова / самостоятельно; Экскурсия в художественный музей (при наличии в месте проживания) или виртуальная экскурсия по художественному музею; Выбор картины, которая произвела наибольшее впечатление во время экскурсии. Устный рассказ об этой картине; Устный рассказ об этой картине. | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Диктант. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.4. | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. | 3 | 0 | 0 | 21.04 – 25.04 | Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия слова, предложения, текста; Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки зрения; Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте; Наблюдение за последовательностью предложений в тексте; Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.5. | Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). | 6 | 0 | 1 | 26.04 -04.05 | Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержанием каждого абзаца; Практическая работа: формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование основной мысли в предложение; Комментированное выполнение задания: подбор заголовка к тексту с обязательной аргументацией; Работа в группе: подбор различных заголовков к одному тексту; Практическая работа: установление соответствия/несоответствия заголовка и текста, аргументация своей точки зрения; Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам — названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца; Практическая работа: восстановление нарушенной последовательности абзацев, запись исправленного текста; Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании текстов?», высказывание учащимися предположений о целях создания текста; Наблюдение за особенностями текста- описания, установление его особенностей, нахождение в тексте средств создания описания; Обсуждение различных текстов-описаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий; Наблюдение за текстом-повествованием и установление его особенностей; Работа в группах: сравнение текстов-‐ повествований с текстами-описаниями; Наблюдение за текстом-рассуждением, установление его особенностей; Учебный диалог «Что важно для составления текста-рассуждения?». | Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа». | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.6. | Знакомство с жанром поздравления. | 1 | 0 | 1 | 05.05 | Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстов- поздравлений; Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися). | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.7. | Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. | 5 | 1 | 2 | 10.05 – 16.05 | Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов); Устные ответы на поставленные к тексту вопросы; Устный пересказ текста с опорой на вопросы. | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
8.8. | Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 6 | 1 | 2 | 17.05 – 25.05 | Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; Самопроверка с возможностью корректировки пересказа. | Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 34 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 17 | 28 | |