Культура народных традиций, мудрости и мысли как нравственная основа воспитания школьника
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт
В чём же кроется нравственная основа воспитания младшего школьника? Какую роль играют в воспитании народные традиции, мудрости и мысли? Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы.
Культура и традиции - выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.
В Советское время воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе исторических примеров из нашего героического прошлого. В Великую Отечественную Войну, в разгар сражения с немецко-фашистcкими захватчиками воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встать на защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»).
Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.
Один из ярких примеров - современная Япония. Сейчас она, одна из наиболее развитых стран мира. А ведь после II мировой войны, ядерных бомбардировок казалось, что эта страна уже не оправится и останется на уровне развития стран «третьего мира». И вдруг страна переживает невиданный подъем. Заговорили о «японском чуде» и «японской модели развития».
Можно, конечно, говорить об уменьшении ассигнований на военные расходы и экономической помощью США, но когда моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная помощь не спасет страну от развала. А причина возрождения крылась в восстановлении древних нравственных традиций, культуры. «В первые годы после оккупации представители прогрессивной гуманитарной интеллигенции Японии, как и поборники «императорского пути», оказались на гребне волны так называемого национализма... Для многих представителей японской интеллигенции традиционная культура стала своего рода символом жизнеспособности нации, средством ее самоутверждения на мировой арене...
Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. Уже многие педагоги неоднократно говорили, что это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. И начинать это приобщение нужно как можно раньше. Этот процесс приобщения должен приобрести систематичность.
Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности.
Изучая данную тему, решила познакомиться с авторскими программами духовно-нравственного воспитания младших школьников в просторах сети Интернет. И вывела для себя интересную и не утешающую особенность: очень редко встречаются программы, в которых хотя бы частично затрагивались народные традиции, мудрости. Напомню, что процесс приобщения должен быть систематичным, а когда учитель обращает внимание обучающихся на культуру народных традиций раз в год, в полгода? Можно ли это назвать не прерывным приобщением?
Считаю, что нет. Но хочу привести вам другой пример, положительный. Практику я уже второй год прохожу у одной замечательной учительницы. Так вот в её работе я вижу эту систематичность не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно в урочной. Данная работа ведётся у неё еженедельно. То они отмечают народный праздник, являющийся для нашей страны традиционным, знакомятся с ним и его традициями, то в уроках вкраплениями встречаются народные мудрости и мысли.
А сколько эти обучающиеся знают пословиц и народных мудростей. Неделю назад проводили у них внеурочное занятие по теме «День героев Отечества», конечно же, было обращение к пословицам. Они не только могут из отдельных слов собрать пословицу, но и объяснить её смысл так, что каждый взрослый обзавидуется. Например, пословица «Врага бояться - в живых не остаться». Ответ: если ты боишься, то ты не сможешь дать отпор; враг чувствует твой страх; трусишку всегда видно, он выдаёт себя своим поведением; когда ты испытываешь страх, голова занята только им, а не мыслями о спасении. И в конце занятия обучающиеся хором сказали: «человек незнающий своего прошлого, прошлого своего народа, не имеет будущего».
Наверное, это и есть идеал, к которому нужно стремиться. Ведь именно без такого основополагающего компонента нам не получить нравственной основы воспитания, которой и пытается добиться современное образование.
Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика и позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы становление добропорядочного гражданина, совестливого труженика, преданного семьянина и патриота Отечества, т. е. качеств составляющих мораль и нравственность. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь и консолидация гражданского общества.
Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Народные традиции, мудрости и мысли объединяют нас, дают нам веру в будущее. Ведь не зря говорят: «У человека, который не знает своего прошлого – нет будущего…».
Традиции живы, пока их чтут, берегут и передают из поколения в поколения, благодаря чему и не прерывается эта связь.
Но кроме школы важнейшую роль в воспитании играет семья. Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.
Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений .
Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Ведь через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, традициями, мудростями и мыслями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.