СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные и практические работы на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные и практические работы на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные и практические работы на уроках литературы»

Лабораторные и практические работы на уроках литературы – это учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться побуждение школьников к изучению литературы как предмета, имеющего свои правила и законы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественных произведений на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Практическая же работа предусматривает самостоятельную работу учащегося, так как является способом проверки усвоений знаний.

Как традиционно используемая на уроках литературы беседа, так и лабораторная и практическая работы ведут учащегося к нужному ответу, но если беседа позволяет вовлечь в активную работу на уроке 5-6 учащихся класса, то лабораторная и практическая работы – весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются.

Именно педагог задает формы и условия литературной учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и дома. Каждая лабораторная и практическая работа дает направление поиска, требует от ученика знания литературного текста, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы.

Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной и практической работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На экзамене же по литературе происходит «разворачивание» материала, который получен в ходе лабораторной и практической работы, и преобразование его в объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные и практические работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, поэта, и при рассмотрении отдельных содержательных моментов, и при изучении языка художественного произведения, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную литературную учебно-исследовательскую деятельность.

Предложенная система лабораторных и практических работ является также и ступенью в развитии исследовательских умений и навыков в области литературы.