Министерство труда и социального развития
Краснодарского края
государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
"Краснодарский комплексный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Деловая игра с педагогами
«Осознание профессиональных мотивов»
Подготовила:
методист
Лейбина Татьяна Васильевна
г. Краснодар
2018
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам принять участие в деловой игре «Осознание профессиональных мотивов». Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Факторы, влияющие на выбор педагогической профессии в целом:
интерес к учебному предмету, желание обучать данному предмету, стремление посвятить себя воспитанию детей, осознание педагогических способностей, желание иметь высшее образование, представление об общественной важности, престиже педагогической профессии, стремление к материальной обеспеченности, так сложились обстоятельства.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих педагогов выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Цель игры: повышение уровня профессионально-личностной компетентности; создание условий для актуализации внутренних ресурсов личности и их использования в профессиональной деятельности.
Необходимые материалы:
карточки разного цвета (для участников);
2 ватмана;
карточки для тренинга;
ручки, фломастеры;
аудиозапись, музыкальный центр;
столы, стулья.
Подготовка зала: в зале стоят 2 стола и стулья вокруг них. Должен быть стенд для демонстрации рабочего материала, хорошо просматриваемый со всех мест.
Ведущий: Для начала мы разобьемся на 2 группы, используем карточки и идем к столу, обозначенному таким же цветом. Кому достанется карточка с надписью «Эксперт», занимает места, отмеченные также. (Участники образуют группы и занимают свои места. Ведущий представляет группу экспертов).
Ведущий: Сейчас мы с вами будем работать в группах. Для того, чтобы начать работу, послушайте, пожалуйста, притчу.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось, как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.
Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:
Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.
Откровенность и доброжелательность в общении.
«Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
Ведущий: Предлагаю вам начать игру.
Задание 1. Тренинг на определение мотивации педагогов в осуществлении педагогической деятельности
Тип тренинга: диагностика
Тематика тренинга: сплочение малой группы, построение эффективного группового взаимодействия, осознание профессиональных мотивов
Вспомогательные материалы: 2 ватмана А3, фломастеры.
Ход тренинга:
Ведущий:
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Волшебная лавка».
Вам сегодня особенно повезло – к нам в город приехала лавка уникальных древних талисманов. Я – продавец этой лавки. И сейчас я расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести.
Талисманы (на стенде):
«Золотая монета с изображением солнца» - этот талисман даст вам возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение.
«Серебряная ладонь» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.
«Алмазная лестница» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет содействовать карьерному росту.
«Изумрудная книга» - этот талисман даст вам возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.
«Сапфировый факел» - этот талисман даст вам возможность всегда получать и делать творческую работу.
«Платиновые часы» - этот талисман даст вам возможность, делать свою работу в наиболее удобное время.
«Золотая стрела» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет воплощать все новые творческие идеи в жизнь.
Итак, сейчас я предлагаю вам посовещаться в группах и в течение 1 минуты определить, какой один из талисманов хотела бы получить ваша группа.
(Задача участников – суметь договориться в группе)
Пожалуйста, озвучьте по очереди, какие же талисманы вы выбрали?
Но у моей лавки особые правила: Если бы я отдавала мои товары бесплатно, я бы давно разорилась. Бизнес есть бизнес.
И сейчас я предлагаю вам следующее задание, выполнив которое согласно озвученным правилам, вы приобретёте уникальные древние талисманы.
Упражнение на взаимодействие
«Нарисуйте современного педагога»
Сейчас вы на группу получите листы ватмана и фломастеры.
В течение 3 минут вы должны будете обсудить выполнение задания, не касаясь материалов и всего, что есть на столе.
Время пошло.
Спасибо. Вы уже обсудили в группах предложенное Вам задание?
Сейчас вам будет дано 5 минут, на то, чтобы нарисовать современного педагога используя предоставленные вам материалы, НО не произнося ни слова.
По истечении этого времени вы будете представлять свои работы.
Время пошло.
Уважаемые педагоги, нам пора представить ваши работы, за которые вы получите долгожданные талисманы.
(2 минут).
Анализ задания:
- Как себя чувствовал каждый из вас?
- какую роль выполнял? Почему взял на себя данную роль?
- была ли у вас возможность высказаться, внести предложение?
- всех ли выслушали в процессе подготовки?
- были ли доброжелательны между собой члены группы?
- встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
- чему научились в этом упражнении, какие уроки извлекли для себя?
По окончании защиты каждой группе выдаются выбранные талисманы.
А сейчас, я предлагаю узнать, что же на самом деле скрывали в себе выбранные вами талисманы.
Итак, ваша истинная мотивация в осуществлении педагогической деятельности:
«Золотая монета с изображением солнца» - мотивация – материальная.
«Серебряная ладонь» - мотивация – отношения в коллективе.
«Алмазная лестница» - мотивация – карьерный рост.
«Изумрудная книга» - мотивация – профессиональный рост.
«Сапфировый факел» - мотивация – самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы» - мотивация – гибкий график работы.
«Золотая стрела» - мотивация – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход.
Подведение итогов:
1. Ответьте на вопросы:
- можно ли сказать, что это единственная ваша мотивация?
- если бы у вас была возможность выбрать ещё один талисман, какой бы вы выбрали?
- как вы можете использовать полученную в ходе тренинга информацию в дальнейшей работе?
2. Предлагаю дать оценку нашему взаимодействию:
Выразите своё отношение с помощью следующих движений:
- присесть на корточки – низкая оценка, негативное отношение,
- присесть, немного согнув ноги в коленях – невысокая оценка, безразличное отношение,
- обычная поза «стоя, руки по швам» – удовлетворительная оценка, спокойное отношение,
- поднять руки вверх – хорошая оценка, позитивное отношение,
- поднять руки вверх, встать на цыпочки, хлопнуть в ладоши – высокая оценка, восторженное отношение.
3. Большое всем спасибо за отзывчивость, участие и труд.
Задание 2. Упражнение «Сильные стороны».
Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Первый в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в педагогической практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать ему о них. Потом партнеры меняются местами.
По итогам упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников.
Задание 3. «Скульптура».
Каждый участник группы воплощает в некоем образе (в «скульптуре») представления о себе как о профессионале (идеальный образ). Остальные участники в это время играют роль воспитанников и пытаются найти свое место рядом с данным педагогом. Можно также организовать свое рабочее пространство с помощью подручных средств. «Педагог» отслеживает свое состояние и наблюдает за реакциями «воспитанников». Затем каждая подгруппа проводит презентацию своей модели и дает необходимые комментарии. Каждый эпизод обсуждается в группе. В процессе обсуждения затрагиваются вопросы: Какова актуальная позиция педагога? Насколько комфортным было состояние? Какую реакцию позиция педагога вызывает у окружающих (у воспитанников)? Устраивает ли такая реакция педагога (от чего и от кого зависит поведение воспитанников)? Какие коррективы следует внести в профессиональную «Я-концепцию» (что хотелось бы изменить в себе, чтобы приблизиться к достижению образа «Я-идеальный».
Анализ игры экспертами.
Подведение итогов игры:
Итак, поведение человека в течение всей его жизни характеризуется наличием мотивов.
Мотивы - это побуждение человека к деятельности, то, ради чего она совершается, это то, что принадлежит самому субъекту поведения и является его устойчивым личностным свойством. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, увлечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности в частности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Золотая монета с изображением солнца» - этот талисман даст вам возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение.
«Серебряная ладонь» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.
«Алмазная лестница» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет содействовать карьерному росту.
«Изумрудная книга» - этот талисман даст вам возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.
«Сапфировый факел» - этот талисман даст вам возможность всегда получать и делать творческую работу.
«Платиновые часы» - этот талисман даст вам возможность, делать свою работу в наиболее удобное время.
«Золотая стрела» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет воплощать все новые творческие идеи в жизнь.
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ