ПЛАН ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной группе
ЦЕЛЬ: создать условия, способствующие оздоровлению детского организма в летний период.
ЗАДАЧИ:
1. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей.
2. Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие воспитанников, их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательных способностей дошкольников.
3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старшим воспитателем подобрана необходимая справочная и методическая литература, конспекты проведения досугов и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь педагогам может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (Рекомендации, буклеты по предупреждению детского травматизма в летний период).
Вооружить педагогов знаниями, необходимыми для полноценной воспитательной работы с детьми, помогут специальные семинары-практикумы "Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников в летний период", "Система закаливания летом", "Особенности организации детского творчества в летний период", "Организация подвижных игр на прогулке" и др.
На заключительном Педагогическом совете № (дата) педагогический коллектив был ознакомлен с основными задачами по направлениям работы МБДОУ «Детский сада № «» в летний период (в соответствии с ФГОС):
Социально – коммуникативное развитие:
воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость;
формировать правила безопасного поведения в быту, на природе, на улице;
знакомить с правилами безопасного поведения;
обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через выполнение трудовых поручений на цветнике и огороде;
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений у детей.
Познавательное развитие:
формировать устойчивый интерес к окружающему миру (живая и неживая природа, человек и все сферы его деятельности);
воспитывать у детей интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Речевое развитие:
содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх;
продолжать приобщать детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи.
Художественно-эстетическое развитие:
продолжать развивать у детей способность к изобразительной деятельности, воображение, творчество;
формировать у детей запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности.
Физическое развитие:
продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости);
формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.
Развитие игровой деятельности:
способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей.
В летний период проводится непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, изобразительной деятельности и музыке. Также будут организованы спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также будет увеличена продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН 2.4.1.124913 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14). Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) будут организованы на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.
ИЮНЬ |
Дата «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа с играми и развлечениями «Что мы знаем о лете?» - Стихи о лете, солнце; -Опытно-экспериментальная деятельность: «Когда вода теплее» (нагревание окружающих предметов днём и вечером), «Вода в сосуде» (нагревание воды лучами солнца), «Тень» (рассматривание и сопоставление размеров тени от предметов в разное время дня); | - Беседа «Дорога в детский сад» - знания об окружающем, развитие самосознания; - Летние загадки; - Составление рассказа «Начало лета». | -Спортивное развлечение «Солнце встало» - Подвижные игры: «Солнечные лучики» (чередование бега врассыпную с построением в две колонны: мальчики и девочки лицом друг к другу), «Солнце и тень» (бег врассыпную, построение в колонну за воспитателем); «Горелки с платком» -Упражнение на дыхание «Нарисуй солнышко» (на выдохе рисуем потоком воздуха солнышко) -Эстафеты: «Солнечные монетки (соревнование с переносом жёлтых кружков); «Вокруг солнышка хожу» (ведение мяча одной рукой, при потере мяча – штраф) | Рисование на асфальте «Солнечный денёк»; - Лепка «На солнечной полянке» (коллективная работа из пластилина и природного материала); - Музыкальные игры: «Солнышко и дождик» (М.Раухвергер), «Солнышко» (Е.Макшанцева) - Упражнение «Как меня зовут» (дети называют своё имя – полное, краткое, ласковое, самое любимое) - Пластический этюд «Солнышко» («От ласковых имён стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем лучиками солнца и согреем друг друга»); | - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Семья», «Автозаправка»; - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); |
Итоговое мероприятие:Досуг «Праздник цветов» Выставка рисунков «Лето красное!» (совместно с родителями) Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
ИЮНЬ |
Дата «Неделя России» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
«Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!» - О правилах дорожного движения «О правилах кошке расскажем немножко»; - Наблюдение за машинами, беседа об уведенном. - Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения | - Чтение стихотворений по данной тематике -Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения; - Чтение сказки Г.Юрмина «Любопытный мышонок» | - Спортивный вечер развлечений «Лучший пешеход» - правила поведения детей на улице; -Подвижные игры: «Пешеход переходит улицу», «Цветные автомобили» | -Аппликация «Светофор»; - Рисование «Автомобили»; - Конструирование «Дорожные знаки»; | - Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения?» - правила поведения в обществе; - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Строители», «Магазин», «Мы путешествуем» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); |
Итоговое мероприятие: Беседа «Я живу в России» Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель |
ИЮНЬ |
Дата «Неделя безопасности» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа «Сказочные маленькие человечки»; - Рассказывание детям русских народных сказок; | - Поэтические минутки «Маленькие стишки для маленьких человечков»; - Дидактическая игра «Сочиняем сказку» - модификация русской народной сказки «Колобок»; -Слушание русских народных сказок и песен. | - Игры: «Поиск сокровищ» (в песке спрятаны различные предметы, монетки), «Царевна Несмеяна» (дети сидят в кругу, ведущий пытается их рассмешить), «Дед бил, не разбил» (ведение мяча одной рукой), «Королевство кривых зеркал» (противоположные движения); - Упражнения на осанку: «Аладдин» (сидеть, скрестив руки и ноги), «Шапка-невидимка» (ходьба с мешочком на голове) | - Рисование «Мой любимый сказочный герой»; - Рисование «Цветочный город» (рисование цветными мелками на асфальте); - Ручной труд «Мебель для гномов» (бросовый материал). - Игра «Мяч в руки» (воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопросы: «Что ты любишь больше всего?», «Чего ты больше всего боишься» и т.п.) | - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); |
Итоговое мероприятие:Беседа «Лето красное, но опасное» Ответственные: старший воспитатель, педагоги ДОУ |
ИЮНЬ |
Дата «Неделя искусства» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Рассматривание иллюстраций, на которых изображены играющие дети; - Беседа «Что такое дружба?», «Для чего нужны друзья» | - Заучивание стихотворения Я.Акима «Яблоко»; - Чтение стихов и рассказов о дружбе; - Чтение художественной литературы: «Теремок» (обр. Ушинского), «Игрушки» (Барто), «Песенка друзей» (Михалков), «Бременские музыканты» (бр. Гримм), «Цветик – семицветик» (В.Катаев) | - подвижные игры «Добрые слова», «Кто больше назовет вежливых слов» (с мячом), «Передай письмо», «Классики», «Мышеловка», «Ловишки»; - дыхательная гимнастика. | - Рисование «Мой лучший друг» - Ручной труд «Подарок для друга» (бросовый и природный материл) | - Этюд «Скажи хорошее о друге» - Игра «Найди друга» - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Пароход», «Детский сад», «Магазин» - Игры и упражнения на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); |
Итоговое мероприятие:Конкурс детских рисунков на асфальте « Я рисую на асфальте» Ответственные: старший воспитатель, педагоги ДОУ |
ИЮЛЬ |
Дата «Спортивная неделя!» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Познавательное развитие «Раз-два, раз-два, начинается игра!» - Игра в песочнице «Машины бывают разные» (классификация игрушечных машин по назначению, по материалу, из которого они сделаны) - Беседа «Мы матрёшки – весёлые игрушки»; | - Знакомство с русскими народными считалками и жеребьёвками; - Разучивание новых зазывалок, считалок, жеребьёвок; - Чтение сказки Т.Маршаловой «Старые игрушки». | - Разучивание народных подвижных игр с атрибутами; - Час двигательной активности; - Комплекс упражнений «Игрушки»; | - Создание Коллективной работа по аппликации «Мы играем»; - Рисование «Моя любимая игрушка»; | - Беседа «Я беру игрушку» - право выбора игрушки, не забывая о таком же праве других детей; - Сюжетно-ролевая игра «В магазине игрушек»; - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Гараж», «Семья», «Парикмахерская». - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); |
Итоговое мероприятие: День подвижных игр «Играем все вместе!» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
ИЮЛЬ |
Дата «Экологическая неделя» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Рассматривание книг, иллюстраций, открыток «Смоленск» - Беседа «Люди, прославившие наш город» - Оформление совместно с детьми папки – передвижки «Люби и знай свой край» | - Развивающие игры «Мой адрес», «Я по городу иду» - Чтение стихотворений о родном городе -Д/и «Дорисуй героя», «Разноцветный мир»; | - П/и «Игры с воздушными шарами», «Карусели», «Цветные автомобили». | - Рисунок на асфальте «Павлин»; - Рисунок «Вот моя улица, вот мой дом»; | - С/р игры «Библиотека», «Экскурсия по городу», «почта»; - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие:Беседа-викторина «Экологические знаки и правила» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги групп |
ИЮЛЬ |
Дата «Литературная неделя» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Вечер досуга, посвящённый шуткам, прибауткам, потехам - «Конкурс Весёлых стихотворений» внутри группы; - Игры «Кто смешнее придумает название», «Найди ошибки художника», «Фантазеры» | - Чтение «Весёлых рассказов» Н.Носова, Д.Драгунского; -Чтение небылиц «Все наоборот» (Г.Кружков), | - Игры и упражнения на сплочение детского коллектива, -Игры на профилактику плоскостопия «Если бы ноги стали руками» | - Рисование «Весёлая маска»; - Коллективная аппликация «В небо улетают воздушные шары», - Конструирование «Забавные дома» | - Игра «На что похоже настроение человека?» - Весёлые игры: «Весёлая чепуха», «Вверх ногами», «Телевизор сломался» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка); - Танец-игра «Если нравится тебе, то делай так…»; - Игра «Царевна – несмеяна» |
Итоговое мероприятие: Кукольный театр «Козленок, который научился считать до 10» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Июль-август |
Дата «Дни маленьких исследователей» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседы о цветущих растениях; - Д/и «Собери букет», «Цветочный магазин» | - Чтение Ж.Санд «О чем говорят цветы»; - Чтение стихов о цветах. | - Подвижные игры на свежем воздухе: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне» | - Рисование «Мой любимый цветок»; - Изготовление цветов из бумаги (способом оригами); Лепка «Барельефные изображения растений» | - С/р игра «Цветочный магазин» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие: Опытно-исследовательская деятельность «Смешивание красок» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
АВГУСТ |
Дата «Неделя здоровья» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа по правилам личной безопасности «Осторожно растения», «Осторожно – грибы», «Безопасность в природе». Беседа с рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения, грибы», «Лекарственные растения», «Наши соседи» (домашние животные); -Отгадывание загадок, кроссвордов на туристическую тему | - Чтение экологических сказок - Чтение природоведческой литературы | - Час двигательной активности «В гостях у Антошки»; - Подвижные игры на туристическую тематику: «Ниточка-иголочка», «На лесной полянке» «Чей прыжок дальше» | - Рисование «Укрась дерево» -Оригами «Кошки», «Собаки»; - Аппликация «Ягодное царство», - Лепка из соленого теста «Грибное царство» | - Игра-имитация «Встреча в лесу» (развитие выразительных движений, внимания, воображения); - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Путешествия», «Гараж» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие:Беседа «Почему нужно чистить зубы» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
АГУСТ |
Дата «Игровая неделя» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа «Правила поведения в природе» - Природоведческие д/игры: «Что будет, если…», «Кто где живёт» | - Чтение художественной литературы по тематике | - Подвижные игры с элементами имитации: «Птицы» «Хоровод лесных растений» Ходьба по медвежьи (с упором на руки), «Заячьи прыжки» - Эстафеты: «Лукошко» (бег с переносом предметов в корзинке), «По кочкам» (бег с прыжками), «Попади в корзинку» (броски камешков) | - Музыкально-пластические этюды «Танец животных и растений» - Музыкальные игры: «Зайцы и лиса» (А.Майкопар), «Медвежата» (Т.Ломова) - рисование дерева пальчиками. | - Этюд «Глаза в глаза» - Игра «Солнечный зайчик» - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Ветлечебница», «Больница», «Аптека» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие:Фестиваль подвижных игр Ответственные: музыкальный руководитель, педагоги ДОУ |
АВГУСТ |
Дата «Береги безопасности» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа «Вредные и полезные привычки», «Витами я люблю – быть здоровым я хочу», «Беседа о здоровье, о чистоте», - Рассматриванию иллюстраций, фотографий, картин о здоровье; - Беседа «Какими должны быть мальчики и девочки» | - Чтение стихотворений И.Горюновой «Медицина малышам»; - Заучивание пословиц и поговорок о здоровье; Чтение художественной литературы «Закаляйся!» (В.Лебедев – Кумач), «Дремота и зевота» (С.Маршак), «Прививка» (С.Михалков), «Прогулка» (А.Барто) | - Упражнение в равновесии «Удержись на камне» (стоять на возвышении, на одной ноге) - Упражнение на расслабление «Липкая глина» (поглаживание ладоней рук с потряхиванием кистями); - Утренняя гимнастика по тематике. - П/и «Делай, как я», «Ловишки в кругу» | - Коллективная аппликация «Картинки -витаминки» (овощи и фрукты) - Лепка овощей «овощи это витамины!», - Рисование «Путешествие в страну здоровья» | - Игра «На что похоже настроение»; - С/р игры «Поликлиника», «Аптека» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие:Развлечение «Наш друг светофор» Ответственные: Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
АВГУСТ |
Дата «Летние путешествия» |
Образовательная область |
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа «Чем вам запомнилось лето», | - Чтение летних экологических сказок Н.Абрамцевой, А.Лукьяновой, Д.Пинского | - Час двигательной активности «Малые олимпийские игры» - Ходьба: «Скороходы» (быстрая ходьба), «Путешествие сороконожки» (ходьба колоннами со сменой направления); «Трудный маршрут» (полоса препятствий с бегом, подлезанием, прыжками и вопросами) | - Рисование «Лето»; - Коллективная аппликация «Укрась поляну цветами» (с использованием разного материала: салфетки, бумага, стружка от цв.карандашей и т.д.) | - Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по морю» - Игра «Встреча настроения» - Игра «Тренируем эмоции» - Создать условия для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Мы путешествуем» - Трудовые поручения на цветнике, огороде (полив, рыхление, уборка сорняка) |
Итоговое мероприятие: День загадок «Загадки с грядки» Ответственные: музыкальный руководитель, педагоги ДОУ |