Летние школы английского языка
1994 – 2020 г.г.
Каникулярные школы проводятся нашим образовательным учреждением НОУ «Уральский РЭК» (негосударственное образовательное учреждение Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс) с 1994 года.
Первая школа английского языка была проведена зимой 1994-1995 года. Она длилась неделю, слушателями ее были учащиеся нашей школы, преподавали – учителя БКШ. Это был наш первый опыт, и мы тогда уже поняли, что школы английского языка будут отличаться от проводимых уже математических и физических школ.
Особенностью английских школ является их фестивальный характер. Что это значит? Это значит, что мы не занимаемся, например, подготовкой к ЕГЭ или репетиторством языка, потому что, во-первых, нет погружения в языковую среду, т.е. среда все-таки русскоязычная, несмотря на то, что носители языка есть на каждой школе, во-вторых, группы довольно большие для традиционно-академических занятий (16 – 18 человек) и уровень детей разный. Кроме того, школы английского языка проводятся первыми, сразу после окончания учебного года (так первая смена SES обычно начинается 30 мая) и дети в этой смене довольно маленькие (учащиеся, закончившие 4 – 7 классы). Все это заставило искать новые пути и подходы к проведению английских школ. Отсюда и фестивальный характер школ с нестандартным материалом, оригинальными подходами, своеобразием методических приемов, что представляет традиционные, на первый взгляд, курсы в совершенно ином свете.
Учитель имеет полную свободу творчества, что налагает особую ответственность при выборе курса. За годы проведения SES слушателям были представлены такие курсы как: «История и культура США, Великобритании, Австралии», «Английские и американские праздники», «Деловая переписка», «Идиомы, фразеологизмы, сленг», «Английский язык в играх», «Английская грамматика через песни», «Английский язык через постановки» и другие.
Каждая смена объединяет учебные занятия и внеурочные мероприятия определенной темой, например, «Around the world in 18 days», «Cinematography», «Explore the world», «Never say never», «Meet wonders with Harry Potter» и другие, т.е. мы стараемся выбирать темы, интересные подросткам, и на которые не хватает времени в рамках школьной программы.
Каждый человек изучающий иностранный язык, хочет научиться прежде всего общаться на нем. Многие дети боятся говорить на иностранном языке из-за недостатка лексических средств выражения мысли, из страха быть непонятым и, следовательно, получить плохую оценку. Здесь же нет оценок, нет домашних заданий, он находится в группе, где уровень знаний у всех примерно одинаков. (Мы проводим входное тестирование для распределения учащихся по группам, но пожелания детей и родителей также учитываются). К тому же, атмосфера дружелюбная, дети слышат, как приглашенные иностранцы пытаются говорить по-русски, при этом не комплексуют, и у большинства детей проходит страх общения на иностранном языке.
Учебные занятия проходят с утра (4 урока по 45-50 мин), после обеда проводится языковая практика, видео-уроки, уроки-игры, общение с носителями языка. Кроме того, проводятся брейн-ринги, квизы-викторины, интеллектуальные игры на английском языке.
Мы также проводим смотры английской песни, конкурсы инсценировок, что не только расширяет словарный запас, но также учит детей общаться друг с другом.
Преподавание ведется на высоком уровне, профессионалами своего дела, высококвалифицированными преподавателями ВУЗов и учителями школ республики Башкортостан и других регионов России, которые не только отлично владеют своим предметов, но и являются прекрасными организаторами и участниками всех внеурочных мероприятий. За эти годы в школах английского языка работали профессор Аитов В.Ф, г. Бирск, доценты Швайко В.Д., который является координатором Проекта и директором Летнего лагеря при американо-башкирском интерколледже, Гареев Д.В., Гелвановский Г.В., Хамидуллин Р.Г. Хвесина М.В., г. Уфа, учителя высшей категории Нурмухаметова Р.М., Гаврилова Л.Ф., Коротченко М.Г., г. Кумертау, Яковлева О.Я. Им помогали носители языка, представители США, Великобритании, Канады, Австралии, Нигерии.
Кроме уроков английского языка на летней школе проводятся уроки искусства и танца, на которых дети не только знакомятся с культурой англо-говорящих стран, но и разучивают их танцы, изучают их символику, готовят костюмы.
Доброжелательность преподавателей и вожатых, раскованность детей, а также большой выбор средств обучения (оригинальная литература, компьютерные программы, аудио- и видеоматериалы) способствуют творческой атмосфере занятий и эффективному продвижению учащихся в освоении разговорной речи, аудирования, письма и чтения.
Смена заканчивается великолепным гала-концертом.
Сложившиеся добрые отношения, зародившаяся дружба не заканчиваются с окончанием лагеря. Возникла традиция: после завершения смен организуются встречи участников в Уфе, и снова – планы на будущее, обмен мнениями и впечатлениями, песни под гитару и пожелания встретиться на следующей школе английского языка.
Среди слушателей школ есть дети, приезжавшие в Белорецк до 6 раз, пока они не оканчивают школу, так им здесь нравится. Есть еще одна традиция: по окончанию школы дети пишут о своих впечатлениях, чему они здесь научились, что нового для себя открыли, что узнали и главное, сколько друзей завели.
В чем мы видим успех наших школ?
Во-первых, высококвалифицированные преподаватели подбирают по-настоящему интересный подросткам материал, который не затрагивается в школе.
Во-вторых, в пределах тематического пространства учитель использует широкий арсенал режимов работы (в парах, триадах, малых и больших группах).
В-третьих, язык, как таковой, перестает быть самоцелью, из цели он превращается в средство и выступает в своей естественной и самой основной роли – коммуникативной.
В-четвертых, удачно выбранные для обсуждения темы, позволяют объединить вокруг них интересный и информативный для подростков аутентичный материал: статьи из газет и журналов, комиксы, картинки, фотографии, песни, пословицы, аудио- и видеозаписи.
В-пятых, во время проведения школ английского языка удалось частично создать языковую среду, т.к. помимо русскоязычных преподавателей процесс обучения осуществляют носители языка.
У нас работали волонтеры Корпуса Мира Кристофер Брукс, Александр Орланд, Венди Янгблад, Эрик Бернли, преподаватели из США и Великобритании Марк и Лиза Скотт, Филипп и Шайлоу Бенгс, Робин Браун, Майкл Смит, Барри Уоллес, Марк Дузлемич и другие.
1