СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность и ее особенности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы нервной деятельности. Классификациятемпераментов.

Просмотр содержимого документа
«Личность и ее особенности»

Тип урока: урок изучение нового материала с элементами исследования

Задачи:

  • Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятия: темперамент, характер, личность; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы.

  • Развивающая – развивать умения учащихся, характеризовать типы темперамента человека по его поведению; выявить свой ведущий тип темперамента.

  • Воспитывающая - Воспитывать интерес к своему внутреннему миру, чувство коллективизма, сопереживания.

Ход урока

  1. Орг.момент

Добрый день, ребята!

Я рада видеть вас на уроке биологии.

Сегодня у нас не совсем обычный урок в обычном кабинете. На уроке присутствуют гости.

Ребята, напомните присутствующим какой раздел биологии вы изучаете в 8 классе?( Анатомия человека.)

Что изучает анатомия человека?( Строение организма человека.)

Назовите известные вам системы органов.( Перечисляют.)

Итак, вы узнали, как устроено ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО. Но человек - это не просто набор органов и систем. Это ЛИЧНОСТЬ. Тема нашего урока: Личночность и ее особенности.

СЛАЙД 2

Что, по-вашему, означает слово «Личность»? (Высказывания).

СЛАЙД 3

Личность — понятие, отображающее социальную природу человека, его статус, отношения между людьми.

Однако отношения между людьми складываются разные. Кто-то испытывает взаимную симпатию, к кому-то мы равнодушны, кто-то нас явно раздражает.

Значит, мы как личности все разные. Душевный мир человека богат и разнообразен.

Сначала послушайте сказку. В ней речь идет о четырех героях-рыцарях. Задача для вас - узнать в них себя.

Сказка о типах темперамента

СЛАЙД 4

В незапамятные времена жили в одном королевстве четыре рыцаря. Звали их Холерик, Сангвиник, Флегматик и Меланхолик. Все они носили доспехи, ездили на прекрасных конях, но были они очень разные.

Холерик ни минуты не мог посидеть спокойно. Он носился на коне целый день, громко кричал, разгонял всех разбойников в округе. И если только слышал, что где-то поблизости завелся какой-нибудь дракон, сразу мчался туда, чтобы сразиться с ним. Он не успокаивался до тех пор, пока не устраивал бурный и веселый бой, который обычно заканчивался позорным бегством дракона.

Сангвиник тоже все делал быстро и весело. Если он решал построить себе новый замок, то работал старательно и увлеченно. Он не прочь был и посмеяться, и поохотиться с друзьями. И хотя драться не любил, но если уж задира Холерик вызывал его на поединок, то мог и постоять за себя. Сангвиник также любил погонять драконов. Но когда не удавалось справиться с драконом сразу, ему это становилось уже неинтересным. Он вспоминал, что еще хотел поймать жар-птицу, бросал дракона и уезжал на ее поиски.

Рыцарь Флегматик, напротив, все делал медленно и неторопливо. Строя свой замок, он неделями думал, как возводить башню или где делать ворота. Увлеченный своей работой, он даже не замечал драконов, гулявших прямо у стен его замка. А если обнаруживал их, то пока он деловито готовился к схватке, драконы успевали без особой спешки скрыться.

Меланхолик был среди них самый тихий и грустный. Он всегда всего боялся, и если разбойники окружали его замок, кричали и насмехались над ним, то он сразу начинал плакать. Он пугался криков пролетавших драконов и любил сидеть на лавочке в тишине своего парка. А при строительстве замка послушно следовал советам других рыцарей.

У короля, которому служили четыре рыцаря, была прекрасная дочь. Случилось так, что все четверо полюбили ее. Собрались они, посоветовались и решили отправиться все вместе просить руки принцессы. Пусть, мол, она сама выберет наиболее достойного.

Прибыли они к королевскому замку и увидели, что страшный великан-людоед с большущей дубиной стоит у ворот и никого не пускает к принцессе.

Холерик, не раздумывая, кинулся в бой с великаном. Тот взмахнул дубиной, и Холерик вылетел из седла и кубарем покатился по земле. Незадачливый рыцарь сразу же вскочил и, размахивая обломком меча, стал кричать, что великан поступает нечестно, что у него дубина, а не меч и вообще они в разных весовых категориях.

Увидев это, Меланхолик всхлипнул, пробормотал: «Вот всегда так! Ну почему я такой невезучий?» — повернул коня и отправился восвояси.

Флегматик почесал затылок, подумал и решил: «Ничего с этим великаном не сделаешь. Ну да ладно. Приеду-ка я завтра. Может, ему надоест здесь сидеть. А нет, так я могу и подождать, пока он уйдет».

А Сангвиник сразу смекнул, что ему с великаном не справиться, он лесом объехал замок, закинул веревку на стену с другой стороны и, напевая песенку, полез на башню к принцессе.

Но, к несчастью, веревка оборвалась, и Сангвиник шлепнулся в кусты. Поглаживая ушибленные колени, он усмехнулся и решил построить воздушный шар и на нем перелететь через высокие стены королевского замка.

Принцесса из своей башни видела, как поступил каждый из ее поклонников. Все четверо разочаровали ее: ведь Холерик хотя и был храбрецом, но только кричал, а не искал выхода из создавшейся ситуации; Флегматик, видимо, не очень-то торопился попасть к своей возлюбленной; Сангвиник хитрил и не желал вступать в бой со страшным великаном-людоедом; Меланхолик — тот вообще испугался и отчаялся.

Прошло несколько дней, и снова все четверо рыцарей появились у ворот замка. Холерик пришел первым во главе большого вооруженного отряда — за это время он обскакал все королевство и собрал самых сильных рыцарей на битву с великаном. Увидев, какой оборот приняло дело, великан бросил дубину и убежал. И принцесса восхитилась неугомонностью Холерика.

Тут она увидела, что к замку летит воздушный шар, в корзине которого сидит улыбающийся Сангвиник. Принцесса была в восторге от его находчивости. В тот же миг в окно башни впорхнул почтовый голубь. К его шейке бантом было привязано послание. Оказалось, что это любовная баллада, которую сочинил Меланхолик. Принцесса была растрогана искренностью стихов.

Вдруг на булыжниках дороги загрохотали тяжелые повозки. Это неторопливый Флегматик вез щедрые подарки прекрасной принцессе, и он тоже понравился девушке своей сдержанностью и деловитостью.

Четверо рыцарей предстали перед королем и его дочерью, чтобы просить руки принцессы.

— Сначала я разочаровалась в вас, — сказала прекрасная принцесса. — А теперь я восхищаюсь вами. В темпераменте каждого из вас оказались замечательные черты. Но я выбираю...

Прежде чем закончить сказку, проведем небольшое исследование.

Что отличало четырех рыцарей друг от друга? ТЕМПЕРАМЕНТ.

СЛАЙД 5

Итак, вопрос 1: Что такое темперамент? Сколько типов темперамента у человека?

Ваши варианты.

СЛАЙД 6

Подведем итог: Темперамент – это качество ЛИЧНОСТИ, определяющее активность и эмоциональность поведения человека. Врожденная особенность человека.

Постановка проблемного вопроса.

СЛАЙД 7

Если у человека 4 типа темперамента, можно ли всех людей четко разделить на 4 группы?

От чего зависит темперамент человека?

СЛАЙД 8

Задание № 1.

Перед вами таблица «Соотношение типов нервной системы и темперамента».

В ней указан тип нервной системы, его особенности (сила, уравновешенность, подвижность), типы темперамента.

Задача: в течение 5 минут заполните нижнюю часть таблицы «Краткая характеристика» темперамента, вспоминая сказку о четырех рыцарях. Работу выполните в тетрадях. Работаем в парах.

Обсуждение результатов. Обобщение результатов.

Таблица «Соотношение типов нервной системы и темперамента».

Тип НС

Сильный

Слабый

Особенности нервных процессов

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Сильный

Уравновешенный

Инертный

Слабый

Неуравновешенный

Подвижный или инертный

Темперамент

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Краткая

характеристика

Очень энергичный 
Вспыльчивый 
Эмоциональный 
Напористый 
Чувствительный

Активный 
Энергичный 
Жизнерадостный 
Легкомысленный 
Беззаботный

Работоспособный  
Малоэмоциональный
Надежный 
Спокойный
Серьезный

Замкнутый 
Ранимый 
Сдержанный 
Задумчивый 
Грустный


СЛАЙД 10

Экскурс в историю.

Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно.

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела

крови (по-латыни — «сангвис»),

лимфы (по-гречески — «флегмы»),

желтой желчи (по-гречески — «холе»)

черной желчи (по-гречески-«мелайна холе»).

У холериков, по теории Гиппократа, преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).

СЛАЙД 11

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени.

Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости, определяет здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает «правильное смешение».

СЛАЙД 12

Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни.

СЛАЙД 13

Подлинно научное объяснение природы темперамента (Презентация, слайд 5) дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.

Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:

по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;

по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,

по равновесию между ними.

Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:

у одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди, поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова.

у других возбуждение и торможение находятся в равновесии.

Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).

СЛАЙД 14

В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:

  • слабый тип — меланхолическому;

  • сильный, неуравновешенный — холерическому;

  • сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому;

  • сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

Задание: зарисовать схему «Типы нервной системы» в тетрадь.

А ТЕПЕРЬ ЗАКОНЧИТЕ СКАЗКУ – ВАРИАНТ «НИКОГО» НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!

(Выслушиваются мнения.)

Вывод:

Мы подбираем пару принцессе по своему темпераменту!

Перейдем к результатам нашего исследования. Проведем анкетирование

Определение темперамента личности

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

1. Как ты себя ведешь в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

легко включаешься

действуешь со страстью

спокойно, без лишних слов

неуверенно, робко

2. Как реагируешь на замечания учителя?

говоришь, что больше не бу­дешь, а сам - снова

возмущаешься

выслушиваешь спокойно

молчишь, но обижен

3. Как говоришь о том, что тебя затрагивает?

быстро, с жаром, но прислу­шиваешься к другим

быстро, не слушая других

медленно,уверенно

с большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

легко реагируешь

торопишься закончить

решаешь спокойно, пока не отберут

сдаешь работу, но не уве­ренно

5. Трудная задача не получается сразу:

решаешь упорно и настой­чиво

бросишь - продолжаешь- бросишь — еще пробуешь

спокойно продолжаешь

проявляешь растерянность, неуверенность

6. После уроков спешишь домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу:

быстро соглашаешься

возмущаешься: «Почему я?»

остаешься, не говоря ни слова

проявляешь растерянность

7. Родители делают тебе не совсем справедливое замечание:

спокойно выслушиваешь, спокойно заявляешь о своем мнении

взрываешься, вступаешь в спор, опровергаешь об­винение

не обращаешь внимания: «Пусть повыступают»

очень переживаешь, пла­чешь

8. Ты получил плохую оценку; как изменяется твое настроение:

внешне незаметно, но внутри есть горечь

раскаиваешься, развиваешь деятельность по исправлению

«Ну и что? Исправлю»

приходишь в отчаяние, в уныние

9. Твой друг (подруга) не пришел на встречу:

ничего не предпринимаешь до выяснения причин

проклинаешь, мечешь в его адрес гром и молнии

«Все что ни делается, все к лучшему!»

переживаешь, воображаешь измену, крах отношений

10. Ты проигрываешь в соревновании, в игре:

продолжаешь борьбу, трени­ровки, готовишься к будущей победе

теряешь самообладание, обрушиваешь обвинения на окружающих

«Не корову же проигрыва­ем!» .

приходишь к выводу о своем ничтожестве

Ответь на вопросы одним из четырех вариантов и запиши 1 балл в соответствующий столбик.

Оценка результатов:

Всего по десяти вопросам ты можешь максимально набрать 10 баллов (это 100 %). Подсчитав количество баллов в каждой из колонок: сангвиник — С, холерик — X, флегматик — Фи меланхолик — М, ты сможешь увидеть, какой у тебя темперамент (преобладает тот, по которому ты набрал больше всего баллов).

Поднимите руку те, кто является истинным Холериком, Сангвиником, Флегматиком, Меланхоликом?

Что получается?

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика.

СЛАЙД 15

Посмотрите на экран, вы видите, что один и тот же мальчик в течение дня ведет себя то, как холерик (на стадионе), то, как меланхолик (ответ у доски). При общении - он сангвиник, а при выполнении домашнего задания – флегматик.

А теперь поговорим о психологической совместимости. Существуют такие ситуации, когда люди длительное время вынуждены находиться в замкнутом помещении (плавание на подводной лодке, полет в космос и т.п.). Исследования показывают, что наибольшей совместимостью обладают люди с противоположными типами темперамента: холерик-флегматик, сангвиник – меланхолик. Наиболее универсальным партнером считают флегматика, он совместим со всеми типами темперамента, кроме собственного. Посмотрите как складывается общение между флегматиком и холериком (СЛАЙД 16).

Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно. Какова оптимальная стратегия поведения с людьми разного темперамента (СЛАЙД 17).

Холерик

Сангвиник

Флегматика

Меланхолик

Необходимо загружать работой, иначе он свою активность направит на Вас или коллектив и взорвет его.

Сангвиника надо постоянно проверять и контролировать. Он обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова.

Не торопить. Он не переносит дефицита времени.

Не навреди – он сверхчувствителен, очень обидчив.


Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать по ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента, ребята, необходимо учитывать при выборе будущей профессии.

Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться:

СЛАЙД 18

меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями;

СЛАЙД 19

флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку;

СЛАЙД 20

сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

СЛАЙД 21

холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.

Закрепление

СЛАЙД 22

Давайте определим темперамент по описанию.

Зачитывается фрагмент из книги Круга «Торопись не спеша».

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый.


СЛАЙД 23

Выберите, пожалуйста, то  выражение лица, которое соответствовало вашим эмоциям на этом уроке

Рефлексия.

Закончи предложение…….

На этом уроке я узнал…

Меня удивило…

Думаю, что в жизни мне пригодится…

СЛАЙД 25

Помните, что

Сангвиники – это душа коллектива

Холерики – движущая сила

Флегматики – наша совесть

Меланхолики – мозговой центр

СЛАЙД 26

Домашнее задание.