СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль интерактивной игры в обучении и развитии личности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время современная школа устремлена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К подобным активным формам обучения относятся интерактивные игры. Эффективность игры как средства развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Роль интерактивной игры в обучении и развитии личности младших школьников»

Управление образования Администрации

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов

«От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»










РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ













Автор работы: Хазиева Алия Макаримовна 

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8

Стаж работы: 22 года






















2017 г.



Содержание



Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы игры ……………………………………….3

1.1 Историко-социальные предпосылки возникновения игры…………….5

1.2 Виды игр и их классификация…………………………………………...7

1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника……8

Глава 2. Игра как фактор обучения и развития личности младшего школьника

2.1 Роль игры в развитии личности младшего школьника ……………….10

2.2. Использование интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников………………………………………………………..11

2.3 Интерактивные игры в развитии младшего школьника……………....12

Заключение…………………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………………….15




































Введение

Актуальность исследования. В настоящее время современная школа устремлена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К подобным активным формам обучения относятся интерактивные игры. Эффективность игры как средства развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

Интерактивная игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Практическая востребованность обусловила выбор темы исследования «Роль интерактивной игры в обучении и развитии личности младших школьников», проблема которого была сформулирована следующим образом: интерактивные игры как средство развития детей младшего школьного возраста. Решение этой проблемы стало целью исследования.

Объект исследования: развитие младших школьников

Предмет исследования: интерактивная игра как условие развития детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что развитие личности младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

-систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

-учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

-создания комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1) Проанализировать историко-социальные предпосылки возникновения игры, основные виды игр и их классификацию

2) Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника

3) Выявить роль игры в развитии личности младшего школьника

4) Рассмотреть интерактивные игры как фактор развития личности младших школьников

Теоретико-методологической основой исследования стали:

-теория развития игры Жана Пиаже;

-положения гуманистической педагогики и психологии (Ш.А.Амонашвили, А.Маслоу, К.Роджерс, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.);

- исследования, раскрывающие вопросы развития детской игры (З. Фрейд, Й. Хейзинг, Ю. Левада, Д.Б. Эльконин.).

В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы, монографическое изучение педагогического опыта, изучение массового педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем дана характеристика интерактивных игр как метода обучения младших школьников.

Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут быть использованы в работе педагога, при организации работы с младшими школьниками; материалы исследования могут быть использованы практике педагогов младших классов; выработана примерная программа проведения урока с использованием дидактических и развивающих игр.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Во введении рассматривается актуальность выбранной темы; определены цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, охарактеризована его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы игры» рассмотрены основные теории развития детской игры, виды игры, а также дана психолого-педагогическая характеристика младшего школьника.

Во второй главе «Игра как фактор обучения и развития личности младшего школьника» раскрыты особенности развития личности младшего школьника средствами игры, а также особенности применения интерактивных игр в процессе обучения младших школьников.

В заключении подведены итоги исследования, изложены основные выводы.

Глава 1 Теоретические основы игры

    1. Историко-социальные предпосылки возникновения игры

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. Детская же игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра. [13]

Игра является одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся. Она является важнейшим способом накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры, учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, т.е. через подражание формируется своеобразная цепочка действий. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности. Игра - это бодрость радостное самочувствие, активный жизненный тонус, интуиция, импровизация, воображение, эмоциональность, символизм, отстранённость.

В отечественной психологии теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Д. Б. Эльконин, связывая игру с ориентировочной деятельностью, определяет её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. [16].

Особенная роль в развитии теории игры принадлежит выдающемуся психологу с мировым именем — Жану Пиаже. Он утверждал, что игра составляет лишь одну из сторон человеческой деятельности и связана с ней точно так же, как воображение с мышлением. То, что игра является преобладающей деятельностью у детей, объясняется начальным этапом их психофизического развития. Согласно его точке зрения, игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Это своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их немедленного практического использования. В игре человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготовленные ему в мире действительности. Ж. Пиаже полагал, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. По его мнению, мысль ребенка является как бы посредником между логической мыслью взрослого и аутистическим миром ребенка. [10]

По мнению Жана Пиаже, игра появляется в процессе развития человека на каждой последующей стадии, никогда не исчезая полностью, в следующих формах:

• игра-упражнение, приводит к формированию наиболее сложных навыков;

• символическая игра, способствует формированию процессов замещения реальности знаками и символами, создавая тем самым основу художественной деятельности;

• игра с правилами, допускает соревнование и сотрудничество.

В каждой из этих категорий игр интеллект отражает уровень умственного развития индивида. Общий вывод Жана Пиаже заключается в том, что деятельность становится игровой в зависимости от внутренней фантазии личности.

Особый вклад в изучение игры в конце девятнадцатого — начале двадцатого века внес выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев. Автор отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающими по существу и по форме». С точки зрения П. Ф. Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игра не враги — это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга. [6

В тридцатые годы в советской психологии исследованиями игры занимались М. Я. Басов, П. П. Блонский, но особый вклад в разработку теории детской игры внес Л. С. Выготский. По определению Л. С. Выготского игра «создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». [13]

Д. Б. Эльконин в своей теории определил путь изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, обладающих свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». [13]

Ш.А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”.

Одной из фундаментальных попыток осмысления феномена игры предпринятых в последнее время, является исследование Е. А. Репринцевой, носящее в целом педагогический характер. «Игра, по мнению Е. А. Репринцевой, есть исторически обусловленный, естественный и органический элемент культуры, представляющий собой самостоятельный вид деятельности индивида, в которой происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире, осуществляется, реализация человеком творческого потенциала, ориентированных на достижение игрового результата»..


1.2 Виды игр и их классификация

Классификация игр - система, относящая игры к разным семейс­твам, родам, видам и разрядам по совокупности классифицирующих признаков.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

-игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. [15]

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра –экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговом. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. [1]

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Игры, применяемые в процессе обучения можно разделить на:

1)Обучающие

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

2) Контролирующие

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

3) Обобщающие

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. [7]


1.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Младший школьный возраст (от 7 до 10—11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. [10]. Он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Словарь семилетнего ребенка также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные).

С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню.

Основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений о природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется высокоответственное отношение к учению. [11]

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу. У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по-настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Как считают психологи: «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью».

Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.









Глава 2. Игра как фактор обучения и развития личности младшего школьника

2.1 Роль игры в развитии личности младшего школьника

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. [9]

Игры используются в воспитательной работе в общеобразовательных школах. Эмоциональность и азартность игры, возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками обеспечивают привлекательность игры для школьников. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. [3]

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.

Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития.

Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение. [8]

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. [16]


2.2 Использование интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников

Компьютерное интерактивное обучение - такая система обучения, в которой одним из технических средств обучения выступает компьютер. Различают два основных вида электронного обучения: рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных технических средств обучения);интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.

Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

При интерактивном обучении существует 2 направления. Первое из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения. Интерактивный технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Говоря об эффективном использовании интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников важно помнить, что в этом процессе все подчинено возрастным и индивидуальным особенностям младшего школьника. Поэтому одним из условий я взяла учёт индивидуальных и возрастных особенностей развития младшего школьника, именно развитие мотивационной сферы позволяет правильно сформировать положительное отношение к учебной деятельности. Поскольку в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и успех учебной деятельности зависит от мотивации, важно формировать наглядные образы, используя интерактивные технологии. Учитывая данные особенности младших школьников, при создании ИКТ использовала различные виды и формы работы.

На уроках использовались ИКТ средства: презентации, видео- и аудио- фильмы, электронные физминутки. В урок включали разнообразные виды и формы заданий, чтобы учащиеся могли не только думать, но конструировать ситуации, находить разные решения данных проблем.

В результате обобщения опыта по проблеме использования интерактивной технологии делаю следующие выводы:

1.Необходимость интерактивные технологии в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2.Интерактивные технологии находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

3. Интерактивные технологии дают результаты на всех этапах обучения т.к. сущность отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения показали, что в целом использование интерактивных технологий является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.[17]

Игровые педагогические технологии. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

2.3 Интерактивные игры в развитии младшего школьника

В наш век, век компьютерных технологий, дети больше играют в интерактивные игры, поэтому педагоги, идущие в ногу со временем всё чаще применяют на своих уроках игры компьютерные. Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. С помощью интерактивных игр можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу, можно повторить пройденный материал и закрепить ранее изученный, проверить знания учащихся и сформировать их умения и навыки.

Существует множество технологий интерактивного обучения, которые можно применять на различных этапах урока. Так на уроках в начальных классах учителями используются следующие методические приемы: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, «мозговая атака», незаконченное предложение, «займи позицию», ролевая игра, «дерево решений», воспроизведение информации и др.

Цель интерактивных игр: проверить уровень полученных знаний (экзамен);

стимулировать самостоятельное изучение материала (итог самостоятельной работы); развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.

Регулярное успешное проведение игр даёт не только множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельно их добывать. Учить детей без развития невозможно.

Таким образом, применение интерактивных игр: способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов, делает обучение более эффективным, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.




























Заключение

Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития. Через игровую деятельность и движется ребенок.

В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде обязательная деятельность с правилом.

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, его самостоятельность. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Задачи работы выполнены, цель достигнута, подтвердилась гипотеза, что развитие личности младших школьников средствами интерактивной игры будет эффективно при условии:

-систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

-учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

-создания комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности.















Литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход.-М.: Академия, 2009.

2. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.

3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2004.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

5. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Педагогика, 1963

6. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов– Ярославль: «Академия развития»,2000.

7. Князев А.М. Основы активно-игрового обучения.-М.: Просвещение,2005

8. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.

9. Психология развития. Словарь под ред. Венгера А.Л, ПЕР СЭ, 2005г

10. Психология человека от рождения до смерти. / Под редакцией А. А. Реана-М.: АСТ, 2010

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии-М., 1946

12. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании- М.: Народное образование, 1996г.

13. Хейзинга И. Человек играющий- М.-1992.

14. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей младших школьников // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.111.

15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

16. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах- М: НПО «Модек», 1995.

17.https://infourok.ru/metodicheskiy-seminar-ispolzovanie-interaktivnih-tehnologiy-v-processe-obucheniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1497931.html

18. http://www.it-education.ru/2009/reports/Sofronova_Akpulatova.htm

















Приложение 1.

Авторская интерактивная игра «В ельнике». Игра знакомит учащихся с особенностями елового леса, с растительным и животным миром.



Приложение 2.

Каталог сайтов с интерактивными играми и тренажерами.

http://pedsovet.su/

http://www.uchportal.ru/

https://infourok.ru/trenazher-prezentaciya_otgaday_cifru_dlya_uchaschihsya_nachalnoy_shkoly-144280.htm

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/04/08/trenazhyory

http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/prezentazii-po-matematike/1043-prezentaziya-po-matematike-1-klass-slogenie-i-vichitanie-v-predelach-10.html

https://allyslide.com/viewer/trenagher_-_sklonenie_-_prezentaciya_dlya_nachalynoy_shkoly_138434

http://www.liveinternet.ru/tags/%D2%F0%E5%ED%E0%E6%B8%F0%FB%20%E4%EB%FF%20%ED%E0%F7%E0%EB%FC%ED%EE%E9%20%F8%EA%EE%EB%FB