I. | Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я решила начать словами великого русского математика Н.В. Лобачевского. “Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира”. И сегодня я предлагаю вам в этом убедиться. Но вначале давайте обратим внимание на систему координат под названием «График настроения». Поставьте оценку своему настроению на начало урока и отложите листочки в сторону, вспомним про них в конце занятия. А теперь возьмите маршрутный лист урока и впишите свои имя и фамилию. Вся наша с вами работа будет отражена в этом маршрутном листе. | Приветствуют учителя. |
Слайд 1. |
II. | Проблемная задача. (Мотивация) | И, первое, что вы видите здесь, - это приглашение на лесную прогулку. - Скоро лето – пора походов, путешествий… И я предлагаю вам немножко помечтать о таком путешествии. Первую часть пути мы будем двигаться со скоростью 6 км/ч в течение полутора часов. Затем нас ожидает получасовой привал. И снова в путь. К озеру. Нам предстоит за 1 час пройти 5 км. Мамы будут волноваться, слать смс-ки с вопросами: Где вы находитесь? Как долго вам еще идти? Сколько км осталось до озера? Если перевести их вопросы на язык математики, то они будут, например, такими: а) На каком расстоянии от озера будет у нас привал? б) На каком расстоянии от лагеря вы будете находиться через 2ч 15 мин после начала движения? Не будем волновать мам, ответим на все их смс-ки. Но и задерживаться в пути для выполнения расчетов тоже не хочется. Вы на уроках математики встречались с такими задачами. Подумайте, что поможет нам быстро оценить ситуацию и ответить обеспокоенным мамам на все их вопросы без лишних вычислений? - Верно, построим график. Но чтобы не ошибиться в построении графика, я предлагаю вам, работая в парах, записать условие задачи в таблицу. - Сверим наши результаты. По полученным данным построим график зависимости расстояния от времени. -А теперь, я думаю, мы быстро сможем успокоить наших мам. а) На каком расстоянии от озера будет у нас привал? б) На каком расстоянии от лагеря вы будете находиться через 2ч 15 мин после начала движения? - Помогла нам математика в такой обычной жизненной ситуации? - А какие математические знания мы здесь применили? График очень тесно связан с таким важным математическим понятием как функция. - С какой функцией вы познакомились в этом учебном году на уроках алгебры? -Что является графиком линейной функции? -График состоит из отрезков прямых, т.е. отрезков линейных функций. |
- График. Заполняют таблицу: |  |  |  | I уч. | 6 км/ч | 1,5 ч | 9 км | привал | 0 км/ч | 0,5 ч | 0 км | II уч. | 5 км/ч | 1 ч | 5 км | Проверяют свою таблицу по слайду. Один ученик у доски, остальные в тетради находят точки (0; 0), (1, 5; 9), (2; 9), (3, 14). 
Отвечают на вопросы задачи: - Привал на расстоянии 5 км от озера. - Через 2ч15 мин мы будем находиться на 10-ом километре. -построение графика. - Линейная функция. - Графиком линейной функции является прямая. |
Слайд 2.
Слайд 3. Соединяем точки отрезками.
|
III. | Формулировка целей и постановка задач урока | Значит, для решения этой жизненной ситуации мы воспользовались знаниями о линейной функции. А давайте подумаем, часто ли в жизни вам придется применять эти знания? Помогут ли они вам в вашей будущей профессии? - У нас возник небольшой спор. Часть ребят считает, что линейная функция им непременно пригодится, а другая часть уверена, что они будут успешными в своей проф. деятельности и без знаний о линейной функции. Я предлагаю вам разрешить наш спор и выяснить, находят ли знания о линейной функции применение в практической жизни человека. Какие задачи вы хотели бы сегодня порешать, чтобы исследовать именно практическое применение линейной функции? -Попробуйте так сформулировать тему нашего урока, чтобы отразить и практическую направленность урока и применение линейной функции? |
Высказывают свои мнения.
- Задачи с практическим содержанием. Ученики предлагают варианты формулировки темы. Приходим к общему решению: «Решение практических задач с применением линейной функции». |
Слайд 4. |
IV. | Актуализация знаний. | Чтобы быть готовыми к исследованию, вспомним немного теории. Мы уже говорили сегодня, что линейную функцию можно определить по графику. Каким еще способом можно задать функцию? - На слайде представлены формулы функций. Укажите среди них линейные функции. а)  б)  в)  г)  д)  Обоснуйте ответ.
|
-Функцию можно задать формулой.
Называют: а, в, д.
Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида , где - независимая переменная, а -некоторые числа. |
Слайд 5. |
V. | Реализация целей урока, исследовательская работа. | Ну что ж, мы неплохо справились с теоретическими вопросами. Надеюсь, эти знания помогут нам в нашей дальнейшей работе. Свои исследования мы проведем в творческих лабораториях, где вы попробуете свои силы и знания в различных профессиях. В вашей лаборатории будут работать врачи. Вам я предлагаю попробовать себя в роли инженеров, вам – в роли экономистов. А в этой лаборатории собрались филологи. Ну а здесь будут трудиться строители. Каждая лаборатория получила пакет с документами. Познакомимся с его содержанием: Творческое задание; Дубликаты задания для каждого исследователя; Инструкция к исследовательской работе; Бланк для записи результатов исследования. Приступаем к работе (знакомство с заданием и его выполнение). 1)Лаборатория «Экономисты» Задача Транспортные фирмы «Метеор» и «Колесница» предлагают свои услуги по перевозке грузов. Затраты на перевозку груза фирмой «Метеор» определяется формулой: у1 = 1000+4х а фирма «Колесница» рассчитывает стоимость своих услуг по формуле: у2 = 2000+2х, где х – расстояние в км, у1 и у2 – стоимость перевозки в рублях. На чертеже представлены графики этих функций. С помощью графика выясните: а) Как изменяются затраты на услуги каждой фирмы с увеличением дальности перевозки? б) На какие расстояния выгоднее перевозить груз, пользуясь услугами фирмы «Метеор»? в) Начиная с какого расстояния экономичнее становится транспорт «Колесница»? г) Какие знания о линейной функции применили? 2) Лаборатория «Врачи» Задача На чертеже два графика. График I показывает зависимость количества бактерий от дня использования антибиотиков, график II – зависимость количества бактерий от дня заболевания (без использования лекарственных средств), Ответьте на вопросы (письменно): 1. Проследите, как изменяется количество бактерий у каждого больного. 2. В какой день количество бактерий у обоих заболевших будет одинаковым? 3. На какой день количество бактерий у заболевших будет равно 200 тыс. экземпляров? 4. Какие знания о линейной функции применили?  Лаборатория «Строители» Задача Требуется проложить водопровод длиной 53 метра к производственному объекту. Для этого располагают трубами одинакового сечения длиной 4 метра и 7 метров. Сколько труб той и другой длины понадобится для прокладки водопровода? Лаборатория «Инженеры» Задача Зависимость массы стальной балки от объема выражается формулой: , Где m – масса, V – объем балки, - плотность стали. Заполните таблицу: Постройте график зависимости массы стали от объема. Что происходит с массой при увеличении объема балки? С какой скоростью происходит изменение? Лаборатория «Филологи» Задача Поставьте в соответствие пословицам графики функций. Чем дальше в лес, тем больше дров. Тише едешь – дальше будешь. Кашу маслом не испортишь. Что посеешь, то и пожнешь. |
Ученики знакомятся с содержанием папок, изучают условие задачи и обсуждают решение. Решение: а) Затраты на перевозку увеличиваются с увеличением дальности перевоки. б) При х в) При х 500 выгодно пользоваться вторым видом транспорта. Г) Чтение графиков линейной функции, взаимное расположение графиков.
По графику письменно отвечают на вопросы. У I больного количество бактерий уменьшается, а у II увеличивается. На 5-ый день кол-во бактерий будет одинаковым. 100 тыс. экземпляров бактерий у первого больного будет на 6-ой день, а у второго больного - в первый день. Чтение графиков линейной функции, взаимное расположение графиков. 0 Решение: Х- количество труб длиной 7м У – количество труб длиной 4м Составим уравнение: 7х + 4у = 53. Решим графически  Решения: Пары чисел – координаты точек на прямой. По смыслу задачи полученный вывод абсурден: число труб не может быть ни отрицательным, ни дробным. х и у натуральные числа . Находим целочисленные положительные координаты. Таких пар две (3; 8), (7; 1) Решение: 
m V 
|
Слайд 6.
|
|
| Отчет о работе. Мы достаточно потрудились в исследовательских лабораториях. Пора приступать к отчетам и обсуждению результатов. Сейчас представители каждой лаборатории познакомят нас со своей работой. Мы внимательно изучаем их задачу, вносим необходимые записи в свой маршрутный лист. Во время этой работы предлагаю всем подумать над таким вопросом: Какой процесс происходит с величинами, рассматриваемыми в каждой задаче?
Задачи, которые мы сегодня рассмотрели на первый взгляд очень разнообразны. Но такие ли они разные по сути? Какой процесс объединяет все эти задачи? (Подвести учеников к выводу, что каждый процесс это изменение или движение с постоянной скоростью. Коэффициент к - скоость изменения) |
Представители групп у доски знакомят с задачей и решением.
Ученики внимательно слушают. Делают необходимые записи в маршрутный лист. Врачи Изменение количества бактерий с одинаковой скоростью. Экономисты Изменение затрат на перевозку (равномерное) Строители Изменение количества труб (равномерное) Инженеры Изменение массы балки Филологи В каждой задаче мы наблюдали процесс равномерного изменения величины. Линейная функция применяется для описания равномерно изменяющихся процессов. |
|
VIII/. | Рефлексия. | Вернемся к графику нашего настроения. Поставьте оценку настроению на конец урока. Проведите через две полученные точки прямые. У кого получилась возрастающая функция? Я очень рада, что наш урок смог поднять кому – то из вас настроение, кому –то поверить в свои силы. У кого - убывающая? Не огорчайтесь, если увидели, что ваших знаний о линейной функции у вас недостаточно, чтобы стать профессионалом своего дела. Все еще можно поправить: достаточно подучить теорию У кого коэффициент к равен нулю? Постоянство – хорошая черта, я очень надеюсь, что это не скука, а , напимер, радсть или вдохновение. Не подскажите, в какой профессии мы только что вновь применили линейную функцию? Как видите, в психологии линейная функция также находит свое применение. Мы рассмотрели с вами самый простой вид траектории движения – прямая, а функция, задающая эту траекторию – линейная. Движение может осуществляться по различным траекториям, по более сложным законам. Для их описания существуют другие математические модели. Знакомство с ними у нас еще впереди. |
|
|