Тема «Литература Древней Руси»
Цель: Формирование целостного представления о развитии письменности и литературы
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладение понятийным аппаратом по теме урока. Умение рассказывать о возникновении
и развитии письменности, распространении грамотности на Руси.
Умение оценивать значение письменности для развития древнерусского общества.
Умение характеризовать основные жанры и произведения древнерусской литературы и систематизировать информацию в виде таблицы.
Умение анализировать текст исторического источника («Слово о законе и благодати»)
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение анализировать текст, структурировать информацию, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики объектов, делать обобщения.
Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме.
Личностные:
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.
Умение соблюдать дисциплину на уроке.
Понимание важности сохранения культурного наследия Древней Руси.
План
1. Древнерусская письменность.
2. Древнерусская литература.
Задачи
Узнать как появился алфавит и на чем записывали текст, какие жанры и произведения были написаны в Древней Руси.
Оборудование урока:
Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; презентация, береста, звезды для вопрсов.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний
Кроссворд слайд 2,3
III. Мотивационно-целевой этап.
Раздать звезды, в которых дети должны написать вопросы которые возникают у них с фразы «литература Древней Руси». Собрать звезды и прикрепить к доске.
IV. Изучение нового материала.
1. Древнерусская письменность
Показать как выглядел алфавит на стр. 85, у каждой буквы есть название , которые создают предложение.
Грамоте можно было обучиться только в храмах где создавались школы, Туда попадали дети знатных людей.
Пергамент – материал для письма, изготавливавшийся из кожи телят, козлят и ягнят.
На пергаменте писали гусиным пером, чернилам (из сажи), подчерк был прямым, правильным, текст не разделялся. Не было орфографии.
Книги писали монахи, и украшали орнаментом (узором), миниатюрами, иллюстрациями.
Стр. 86 Остромирово Евангелие
Береста- материал для письма, изготавливавшийся из коры березы.
Раздача коры березы детям, чтобы они попробовали написать на бересте
Слайд 5-6 инструкция написания на бересте
2. Древнерусская литература.
На доске написать схему
Жанры:
Летопись
Слово
Житие
Поучение
Хождение
Задание по жанрам, разделить класс на 5 групп, каждая группа заполняет таблицу на стр. 92 по своему жанру. Опрос характеристика жанров и примеры произведений.
Рефлексия
Ответы на вопросы в звездочках.
Самооценка
Устный опрос как оценивают ученики свою работу на уроке
Д/з сообщение об одном из былинных богатырей.