Урок 3
Тема: Литература эпохи Возрождения
Цели:
раскрыть гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека; показать, как оно отразилось в литературе;
развивать связную речь учащихся, их умения воспринимать на слух лекционный материал и производить записи, логическое и абстрактное мышление;
воспитывать интерес к литературе и культуре; формировать духовные потребности личности.
Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.
Оборудование: электронная презентация, портреты наиболее известных представителей эпохи Возрождения, репродукции картин, фотографии скульптур, таблица к изучаемому материалу, эпиграф на доске.
Эпиграф: Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам.
М. Фичино
Этапы урока
I. Организационный момент
1. Приветствие учителя.
2. Внесение в журнал информации об отсутствующих.
3. Запись даты, темы, эпиграфа в тетрадь.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
III. Проверка домашнего задания
Письменный опрос.
Каким словом принято обозначать литературу и культуру Древней Греции и Древнего Рима?
Каковы хронологические границы античной культуры?
Укажите географические границы античной культуры.
Как рассматривался человек в античной культуре? (3 предложения)
Назовите особенности античной культуры (3).
Назовите особенности античной литературы (3).
Укажите жанры эпоса, лирики и драмы, которые появились в Античности.
В чём состоит значение Античности для последующего развития европейской культуры?
IV. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень значительным периодом, который оказал огромное влияние на культуру и жизненный уклад всех народов мира. По этой и двум предыдущим темам на следующем уроке мы проведём небольшую проверочную работу, так что слушайте внимательно. Некоторые особенно важные моменты мы запишем в тетради.
2. Объявление темы.
3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь. Обращение к эпиграфу урока.
– Что вы знаете об эпохе Возрождения?
– Почему Марсилио Фичино говорит о ней как о золотом веке, вернувшем «свет свободным искусствам»?
4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
5. Работа с учебником. Комментированное чтение с. 9.
Запись в тетради:
Литература эпохи Возрождения
IV-XV века – Средневековье.
6. Лекция учителя.
Закат средневековья начался в XIV веке. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Но патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Этому способствовали следующие события:
1. Великие географические открытия. В 1492 г. - X. Колумб в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись.
2. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась. Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте.
3. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения произведений. (1462 г.— Иоганн Гуттенберг. Книга становится доступной. Книги священные, Библия)
4. Политика: укрепление и начало абсолютизации королевской власти.
Культура Возрождения зародилась во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI веков, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Одной из первых вступила на этот путь Италия.
Запись в тетради.
Возрождение (Ренессанс) – XIV-XVI (14-16) века, нач. в Италии.
Средневековое презрение ко всему земному сменяются теперь интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Для искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями.
Запись в тетради.
Эпоха Возрождения – эпоха воплощения в искусстве идей Античности:
«Человек – венец природы!»
«Человек есть мера всех вещей!»
«Знания делают человека Богом!»
Физминутка
7. Работа с учебником. Комментированное чтение с. 10.
В эпоху Возрождения влияние церкви на общество и культуру ослабело. Быстро развивалось светское искусство. Деятели науки и искусства называли себя гуманистами – людьми, изучавшими всё, что связано с природой человека и его духовным миром.
Чтение понятия «гуманизм» и трёх абзацев на с. 10.
Запись в тетради.
Лат. humanus – человеческий.
Особенности искусства эпохи Возрождения:
Слабое влияние церкви.
Становление реализма.
Связь с наукой.
Основа всей культуры – искусство Античности.
Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая.
Любовь – важнейшая тема в искусстве.
Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Портреты и пейзажи стали реалистичными, правдиво изображался мир и человек.
Запись в тетради.
Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:
гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);
универсалами (проявляли талант в нескольких областях);
титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).
Гении эпохи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Джоконда»; Микеладжело — роспись Сикстинской капеллы в Ватикане; Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
Особенности литературы:
1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа;
2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.
3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.
Новые имена эпохи Возрождения: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).
Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи (в 20 в. нашли его бумаги, там были проекты и чертежи вертолёта, пулемёта, велосипеда, парашюта и др.).
Деятели русской культуры припадали к Возрождению и черпали в его шедеврах жизненные силы. Рим Микеланджело влек Гоголя, во Флоренции Чайковский написал "Пиковую даму", трагедии Шекспира послужили образцами Пушкину для его "Бориса Годунова".
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами начали изучение темы «Литература эпохи Возрождения», узнали её отличительные черты, познакомились с самыми яркими представителями и их шедеврами.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Прочитать с. 9-10 учебника. Устно ответить на вопросы 1-4 на с. 10-11
Литература эпохи Возрождения
IV-XV века – Средневековье.
Возрождение (Ренессанс) – XIV-XVI (14-16) века, нач. в Италии.
Эпоха Возрождения – эпоха воплощения в искусстве идей Античности:
1. «Человек – венец природы!»
2. «Человек есть мера всех вещей!»
3. «Знания делают человека Богом!»
Лат. humanus – человеческий.
Особенности искусства эпохи Возрождения:
Слабое влияние церкви.
Становление реализма.
Связь с наукой.
Основа всей культуры – искусство Античности.
Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая. Любовь – важнейшая тема в искусстве.
Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:
гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);
универсалами (проявляли талант в нескольких областях);
титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).
Гении эпохи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Джоконда»; Микеладжело — росписи в Ватикане; Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
Особенности литературы:
1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа.
2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.
3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.
Новые имена в лит-ре: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).
Литература эпохи Возрождения
IV-XV века – Средневековье.
Возрождение (Ренессанс) – XIV-XVI (14-16) века, нач. в Италии.
Эпоха Возрождения – эпоха воплощения в искусстве идей Античности:
1. «Человек – венец природы!»
2. «Человек есть мера всех вещей!»
3. «Знания делают человека Богом!»
Лат. humanus – человеческий.
Особенности искусства эпохи Возрождения:
Слабое влияние церкви.
Становление реализма.
Связь с наукой.
Основа всей культуры – искусство Античности.
Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая. Любовь – важнейшая тема в искусстве.
Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:
гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);
универсалами (проявляли талант в нескольких областях);
титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).
Гении эпохи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Джоконда»; Микеладжело — росписи в Ватикане; Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
Особенности литературы:
1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа.
2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.
3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.
Новые имена в лит-ре: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).
9