СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное творчество учащихся как средство мотивации познавательной активности.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация знакомит с опытом работы педагога.

Просмотр содержимого документа
«Литературное творчество учащихся как средство мотивации познавательной активности.»

Бондаренко Елена Владимировна –

учитель географии и химии 1 категории.

МОУ Ербинская основная общеобразовательная школа №4,

Республика Хакасия, г.Сорск, п.-ст. Ербинская.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Каждый человек стремится реализовать заложенные в нем творческие силы. Это стремление является одной из наиболее значимых потребностей. Смысл жизни человека определяет его способность к самореализации, предъявление своей индивидуальности, значимость в глазах других людей. Одной из важных социально-педагогических проблем, которую необходимо решать учителю, является проблема воспитания способности учащихся к творческой самореализации. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью…[2, с.1314]. Человек творческий – самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное [1, c.789].

Любой ребенок имеет склонности к какому-либо виду деятельности. Необходимо затронуть интересы и склонности ребят, чтобы у них появилось желание реализовываться в учебном процессе. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет и личность самого учителя, его творческий потенциал. В практике своей работы я часто использую как стихи собственного сочинения, так и стихи, написанные детьми. Развитие творческих способностей детей позволяет повысить их интерес к учебе.

Детям необходимо заранее давать творческие домашние задания. Написанные ими стихи, стихи-загадки можно использовать на всех этапах урока. Например, для необычного начала урока:

Стоит гора,

В горе – дыра.

Гора гудит,

Дыра дымит,

Огонь горит,

Пепел летит,

А с той горы река бежит.

Но не вода журчит в реке,

А жидкий камень – быть беде!

«Вулканы, гейзеры, горячие источники» (урок географии, 6 класс)

Постарайтесь отгадать,

Что мы будем изучать?

Это газ, он есть везде –

В воздухе, в земле, в воде.

Все им дышат постоянно.

Без него в печи дрова

Не загорятся никогда.

«Кислород» (урок химии, 9 класс)

Удивительное место есть на карте страны -

Республика Хакасия. Ею гордимся мы.

Вот уж триста лет как вместе

Хакас и русский живут здесь.

Как память о предках курганы стоят.

Их каменные образы тайны хранят.

Красива природа в нашем краю.

Свою малую Родину я люблю.

(тема «География Хакасии», 8 класс)

Такой прием привлекает внимание учащихся, позволяет заинтересовать их, дает толчок к изучению нового материала.

При изучении нового материала использую, например, такие стихи:

«Применение алюминия»

Алюминий мы встретим повсюду:

Из него есть на кухне посуда.

Из него состоят провода,

По которым бежит ток всегда.

Из него состоят самолеты.

И на них совершают полеты.

И ракеты, что в космос летают,

Вместе с ним весь полет совершают.

В поездах, что по рельсам бегут,

В кораблях, что по морю плывут,

И в машинах, которым числа не счесть,

Этот легкий и прочный металл есть.

«Алюминий и его соединения» (урок химии, 9 класс)

Свои литературные способности учащиеся раскрывают и при подготовке презентаций. Особенно эффективен такой прием при изучении растительного и животного мира материков. Дав возможность одноклассникам отгадать сочиненную ими загадку, ребята затем рассказывают об особенностях того или иного животного (растения). Например:

Любопытные глазки,

Длинная шея,

Ростом выше шкафа.

Кто это?


Хобот, бивни, большие уши.

Наверное, любит музыку слушать.

Как гора огромный он.

Напролом шагает …


Часто он в реке лежит,

Если надо – побежит.

Широко откроет рот

Большой, тучный …


Вон бежит вдали тельняшка –

Полосатая рубашка.

Её узнаешь без труда –

Это резвая …


Густой гривою трясет.

Грозно он рычит, ревет.

Он опасен и свиреп.

На всех страх наводит …

«Растительный и животный мир Африки» (урок географии, 7 класс)

Сочинения ребят можно использовать и в заключительной части урока.

Мы вместе вот уж 300 лет.

Я – русский, он – хакас.

Никто не скажет нашей дружбе: «Нет».

Никто из нас той дружбы не предаст.

Мы вместе были счастливы во все времена.

Держались друг за друга, когда пришла война.

Пусть 300 лет ещё пройдёт,

Пускай пройдёт тысячелетье,

Мы рядом будем жить, дружить,

Трудиться и учиться вместе.

Республика наша пусть в мире живет.

Пока хакас и русский вместе, беда в наш дом не придет.

«Население Хакасии» (урок географии, 8 класс)

У детей обычно интересов много и они не стойкие: дети быстрее загораются и быстрее остывают. Чтобы интерес не пропадал, нужно поощрять новые, творческие начинания, подкреплять ощущение успеха.

Лишь факт творческой самореализации ученика является условием творческой самореализации педагога.


Список литературы:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., Русский язык, 1990.

  2. Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1987.