СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедический утренник

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедический утренник для детей с ЗПР с 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Логопедический утренник»

Ход мероприятия.


Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в красиво украшенный зал входят дети и рассаживаются по местам.


Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну правильной речи. Чтобы попасть туда, нужно пройти через ворота Звукопроизношения, Чтения и Письма.

Звуковик и Волшебница Грамота дадут нам ключи, если мы покажем, чему мы научились на логопедических занятиях. Ребята, а чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Дети. Исправляем дефекты речи, учимся правильно говорить звуки, писать без ошибок, бегло и выразительно читать.

Ведущий. Правильно! Но нам могут помешать Звукомор и Злая Ошибка. Вы готовы дать им отпор.

Дети. Да.

Ведущий. Начнём наше путешествие. Если вы разгадаете ребус, то узнаете, кто помогает детям исправить речь.

рисунок

,,велосипед

СИ=ГО Дети. Логопед.

Ведущий. Правильно! Логопед помогает детям четко, ясно, правильно произносить звуки родного языка, писать и читать без ошибок. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на экране.

«МЫ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ И БУДЕМ ВЫГОВАРИВАТЬ,
ТАК ПРАВИЛЬНО И ВНЯТНО, ЧТОБ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО!»

Все читают слова, написанные на экране.

Ведущий. Мы всегда должны четко и правильно произносить звуки речи. Не говорить так, будто у нас во рту каша, как у Саши из стихотворения Сергея Михалкова «Сашина каша». Стихотворение нам расскажут ученики ___ класса.

Дети рассказывают стихотворение.

Живёт на свете Саша,

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша
Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно,

Как люди говорят,


Слайд 1.






Слайд 2-4




Слайд 5






Слайд






Слайд








Слайд








Слайд










































































Наш Саша так корёжит,

Что сам понять не может:

Произнесёт словечко –

И сам тому не рад!

Он скажет: «До свидания!» -

А слышится: «До здания!»

Он спросит: «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать…

Он может, но не хочет

За речью последить

Нам нужен переводчик

Его переводить.


Ведущий. Молодцы ребята! А сейчас ученики ___ класса расскажут стихотворение В. Лившица «Петя и буквы».


Дети рассказывают стихотворение.

Если мы не примем мер,

Мальчик Петя – вот беда! –

Букву Ш и букву Р

Не осилит никогда.

Вместо слова хорошо

Говорит он «холосо».

Вместо слова парашют

Говорит он «полосют».

А теперь наоборот:

Прочим буквам не в пример

Полюбил он через год

Букву Ш и букву Р.

Вместо слова колесо

Говорит он «корешо».

Вместо слова пылесос

Говорит он «пырешош».

Ведущий. Молодцы! А теперь послушайте стихотворение «Буква Р» про мальчика Сережу, которого учила сестра Марина, правильно произносить звук Р. Рассказывают и показывают ученики ___ класса.








































Слайд





































Дети рассказывают стихотворение. Инсценировка.

Пять лет Серёже в январе,

Пока четыре, пятый,

Но с ним играют во дворе

И взрослые ребята.

А как на санках, например,

Он с гор летает смело!

Серёже только буква Р

Немножко портит дело.

На брата сердится сестра.

Её зовут Марина.

А он стоит среди двора,

Кричит: «Где ты, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей», -

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей», -

Кивая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

Прижми покрепче к нёбу»

Он, как прилежный ученик,

Берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи метро.

В метро поедем к дяде».

«Нет, - Отвечает он хитро, -

В автобус лучше сядем».

Не так легко сказать ремень,

Ручей, река, простуда.

Но вот в один прекрасный день

С утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

Он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

Сказать он это слово.


Ведущий. Стихотворение Л. Первомайского «Шофер» расскажут и покажут ученики ____ класса.


Дети рассказывают стихотворение. Инсценировка.

Мальчик есть у нас один

Как зовут тебя?

Талас.

Сколько лет?

Четыле – пятый.

ЗИС-то твой?

Он мой, лебята.

Ты шофёр?

Шофёл, угу – «эл» сказать




я не могу.

«Эр» Тарас сказать хотел,

А выходит «эл» да «эл».

Ну какой же ты шофёр?

Как ты скажешь руль, мотор,

Рама, фара, светофор?

Вот Тарас! Вот так раз!

Призадумался Тарас.

И однажды поутру

Удивил он детвору.

«Я Тарас! –

раздался крик, -

Это мой грузовик!

Я шофёр, вот мотор,

Рама фара, светофор

Руль, гараж, дорога, груз…

И морковка, и арбуз…»

Мальчик есть один у нас.

Как зовут тебя?

Тарас!

Сколько лет?

Четыре – пятый.

Чей там ЗИС?

Он мой, ребята

Вот такой был разговор!

Да, теперь Тарас – шофёр!


Ведущий. Молодцы ребята! У нас много старательных учеников. Они научились правильно произносить звуки, которые у них не получались. Послушайте стихотворение «Ворона». Рассказывает ___ класс.

«Кра! -

Кричит ворона. -

Караул! Караул! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Грош украл он из кармана.

Карандаш, картонку, пробку

И красивую коробку!»

Стой, ворона, не шуми!

Не шуми ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана.

У тебя же нет кармана!

«Как! - подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо. -

Что ж вы раньше не сказали?

Караул! Карман украли!»



Ведущий. Чтобы правильно и чисто выговаривать звуки речи, надо язык сделать послушным. Что нужно для этого делать.

Дети. Артикуляционную гимнастику.

Ведущий. Сейчас мы проверим, послушны ли у вас язык и губы. А ученики ___ класса покажут нам сказку «В гостях у бабушки с дедушкой», а вы все можете повторять

Дети показывают упражнения артикуляционной гимнастики.

Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щеки)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи. (Чистим зубы)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. («Жуем блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губки по кругу»)


Ведущий. Звуковику очень понравилось, как вы выполняли гимнастику для языка и губ. Он даст нам ключ от замка, чтобы открыть ворота «Звукопроизношения».

Звукомор.

Я великий звукомор!

Ясных звуков редкий вор.

Если только захочу,

И слова все проглочу!

Всех ошибок я начальник,

Ну-ка, все скажите: «Тяйник».

Дети. Чайник.

Звукомор. «Суба», «Коска»

Дети. Шуба, кошка.

Звукомор.

Вам легко закрою путь,

Ну-ка все скажите: «Гуть».

Дети.Гусь


Звукомор убегает. Ворота открываются.


Ведущий. Молодцы ребята! Не поддались Звукомору. Продолжим наше путешествие в страну правильной речи

Звучит музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Ведущий. И опять на нашем пути закрытые ворота. Ребята, что мы должны уметь, чтобы их открыть.

Дети. Мы должны бегло и выразительно читать, правильно ставить ударения, соблюдать паузы на знаках препинания, понимать прочитанное.




Ведущий. Правильно! Послушайте стихотворение В.Лукса в переводе В. Лифшица «Надо уметь читать» про мальчика, который не умел читать. Рассказывают ученики ____ класса.


Хлеба купить попросили Андрея,

Вот и пошёл он, читать не умея.

Вывесок много, а мальчик один.

Входит несмело Андрей в магазин


Кто-то в халате и молвит Андрею:

-Сядьте, я бороду вашу побрею! –

Только тогда, покраснев от стыда,

Понял Андрей, что попал не туда…


Вот что, ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает.

Надо читать научиться скорей,

А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

«Читалочка»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умалять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Злая Ошибка.

Ну а я – Ошибка Злая

И не зря пришла сюда я,
И подружек захватила,

Чтоб на вас, на всех хватило!

Позаботилась сама –

Слов здесь – целая сума.

Вот попробуйте, прочтите

Да как правильно, скажите.

Ну а я вам помогу

И как надо подскажу!

Достает большие карточки со словами с переставленными слогами и буквами. Читает. Дети произносят слова правильно. Злая Ошибка убегает. Ворота открываются. Звучит музыка.


Ведущий. Вот и подошли мы к последнему препятствию. Отгадайте загадку: «Семя черно, поле гладко. Кто умеет, тот и сеет. Семя не всходит, а плод приносит».


Дети. Буквы, тетрадь, письмо.












Слайд

















Слайд






















Ведущий. Мы должны соблюдать правила письма, а то может случиться так, как случилось с героями стихотворения Эммы Мошковской и С.Михалкова


Я пишу быстрее всех,

А потом бывает смех

И ехидные улыбки:

В каждом слове три ошибки!

Просто я уже такой.

Просто делаю всё наспех!

И хоть я уже большой,

Поднимают меня на смех.


Ведущий.


Инсценировка


Ю.Тувим. Перевод С. Михалкова

«Словечки-колечки» Грустный, сонный, невесёлый

Ежа наш пришел из школы.

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

Апельсин, Сосна, Колечко.

Подошли они все трое и сказали:

Что такое? Что ты, Ежи,

Сделал с нами?

Мы пожалуемся маме.

  • Я, - Воскликнул Апельсин

Никакой не «Опельсин»!

  • Я, - Расплакалось Колечко, -

Никакая не «Калечка»!

  • Я, - Разгневалась Сосна, -

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Саана»!

Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи, Ежи! Брось лениться!

Так учиться не годится!

Невозможно без внимания

Получить образование!

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас

Мы с тобой поступим круто:

Нашей честью дорожа,

Имя Ежи в полминуты

Переделаем в ежа!







Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу.


Ведущий.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рожденья

Не поздравишь!

Сколько правил!

Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Ведущий. Нужно дописать элементы букв и составить слова.

Дети дописывают элементы букв на пронумерованных карточках. Называют буквы. Ворота открываются. Буквы появляются на экране и образуются слова «Правильная речь».

Ведущий. Вот ребята, мы с вами преодолели все препятствия и очутились в стране правильной речи.

Звучит музыка. Дети поют песню под фонограмму «Маленькая страна»

В эту страну попасть не просто

Грамота там живет

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

Правильно говорить

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.


Маленькая страна

Правильная страна

Там говорят и пишут верно,

Всех нас зовёт она!


В этой стране не будет места

Грубым и злым словам

Ни Звукомор, ни Ошибка Злая

Не приживутся там.

Нам Звуковик поможет точно

Звуки произносить

Надо нам научиться срочно

Правильно говорить.








Звучит музыка. Дети поют песню под фонограмму «Маленькая страна»

В эту страну попасть не просто

Грамота там живет

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

Правильно говорить

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.


Маленькая страна

Правильная страна

Там говорят и пишут верно,

Всех нас зовёт она!


В этой стране не будет места

Грубым и злым словам

Ни Звукомор, ни Ошибка Злая

Не приживутся там.

Нам Звуковик поможет точно

Звуки произносить

Надо нам научиться срочно

Правильно говорить.



















Звукомор.

Я великий звукомор!

Ясных звуков редкий вор.

Если только захочу,

И слова все проглочу!

Всех ошибок я начальник,

Ну-ка, все скажите: «Тяйник».

Дети. Чайник.

Звукомор. «Суба», «Коска»

Дети. Шуба, кошка.

Звукомор.

Вам легко закрою путь,

Ну-ка все скажите: «Гуть».









Злая Ошибка.

Ну а я – Ошибка Злая

И не зря пришла сюда я,
И подружек захватила,

Чтоб на вас, на всех хватило!

Позаботилась сама –

Слов здесь – целая сума.

Вот попробуйте, прочтите

Да как правильно, скажите.

Ну а я вам помогу

И как надо подскажу!

Достает большие карточки со словами с переставленными слогами и буквами. Читает. Дети произносят слова правильно. Злая Ошибка убегает. Ворота открываются. Звучит музыка.