СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве»

М.Ю. Лермонтов. Поэма

М.Ю. Лермонтов.

Поэма "Мцыри":

художественное своеобразие.

Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве.

К какому жанру относится это произведение?  Поэма -  крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

К какому жанру относится это произведение?

Поэма -  крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». В. Г. Белинский. Как называет В.Г. Белинский нашего героя? могучий дух, исполинская натура Что он использует при описании образа Мцыри?  средства художественной выразительности В. Г. Белинский  (1811–1848)

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».

В. Г. Белинский.

Как называет В.Г. Белинский нашего героя?

могучий дух, исполинская натура

Что он использует при описании образа Мцыри? 

средства художественной выразительности

В. Г. Белинский

(1811–1848)

О поэзии Лермонтова известный современный исследователь её Д. Е. Максимов писал: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса». ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МАКСИМОВ (1904 - 1987)  Дмитрий Максимов был оригинально мыслящим и литературно весьма выразительным филологом, создателем самостоятельных и серьезных работ о поэзии М. Ю. Лермонтова и русских символистах: В. Я. Брюсове, Андрее Белом и, в первую очередь, об А. А. Блоке

О поэзии Лермонтова известный современный исследователь её Д. Е. Максимов писал:

«Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса».

ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

МАКСИМОВ

(1904 - 1987) 

Дмитрий Максимов был оригинально мыслящим и литературно весьма выразительным филологом, создателем самостоятельных и серьезных работ о поэзии М. Ю. Лермонтова и русских символистах: В. Я. Брюсове, Андрее Белом и, в первую очередь, об А. А. Блоке

Черты героя литературного романтизма  Гордость и трагическое одиночество. В поэме «Мцыри» лирический герой Лермонтова — герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика: борется, страдает, находится в мятежных поисках. Главная мысль, которую передаёт автор поэмы? Мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

Черты героя литературного романтизма

Гордость и трагическое одиночество. В поэме «Мцыри» лирический герой Лермонтова — герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика: борется, страдает, находится в мятежных поисках.

Главная мысль, которую передаёт автор поэмы?

Мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути; Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик, И слаб и гибок, как тростник. Мцыри художник Рейпольский Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасён.

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребёнка пленного он вёз.

Тот занемог, не перенёс

Трудов далёкого пути;

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб и гибок, как тростник.

Мцыри художник Рейпольский

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасён.

Что такое счастье? «Счастье -… такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости … полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Что являлось счастьем для Мцыри? это свобода и жизнь в родных местах.  Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.  Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. … Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной.

Что такое счастье?

«Счастье -… такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости … полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Что являлось счастьем для Мцыри?

это свобода и жизнь в родных местах. 

Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть не знакомой, но родной.

Какие изобразительные средства помогают раскрыть образы героев? Эпитет, метафора, сравнение, антитеза, развёрнутые олицетворения,  риторические вопросы, восклицания, обращения.  С их помощью поэт выражает эмоциональность образов, раскрывает жизненный опыт и представления героев. В какой форме излагается содержание поэмы? Исповедь – монолог .

Какие изобразительные средства помогают раскрыть образы героев?

Эпитет, метафора, сравнение, антитеза, развёрнутые олицетворения, 

риторические вопросы, восклицания, обращения. 

С их помощью поэт выражает эмоциональность образов, раскрывает жизненный опыт и представления героев.

В какой форме излагается содержание поэмы?

Исповедь – монолог .

Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник; горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз; сплетясь, как пара змей; я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной.

Определите

изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник;

горные хребты причудливые, как мечты;

в снегах, горящих, как алмаз;

сплетясь, как пара змей;

я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей;

я был чужой для них навек, как зверь степной.

Сравнение   — это художественное средство выразительности, построенное на открытом сопоставлении предметов, явлений, понятий . СРАВНЕНИЯ ПОДЧЕРКИВАЮТ эмоциональность образа Мцыри ( как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник) слияние героя с природой  (сплетясь, как пара змей) мечтательность натуры (горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз) отчужденность от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

Сравнение   — это художественное средство выразительности, построенное на открытом сопоставлении предметов, явлений, понятий .

СРАВНЕНИЯ ПОДЧЕРКИВАЮТ

эмоциональность образа Мцыри

( как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник)

слияние героя с природой

(сплетясь, как пара змей)

мечтательность натуры

(горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз)

отчужденность от людей

(я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. Эпитет  —  это  художественное определение, которое прибавляется к названию предмета, понятия, лица для того, чтобы придать описанию выразительность и яркость. пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой. ЭПИТЕТЫ ПЕРЕДАЮТ душевное настроение, глубину чувств, внутренний порыв (пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух) , поэтическое восприятие мира  (снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой)

Определите

изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

Эпитет  —  это  художественное определение, которое прибавляется к названию предмета, понятия, лица для того, чтобы придать описанию выразительность и яркость.

пламенная страсть,

блаженные дни,

пылающая грудь,

бурное сердце,

могучий дух

снегах горящих,

сонные цветы,

сакли дружною четой.

ЭПИТЕТЫ ПЕРЕДАЮТ

душевное настроение, глубину чувств, внутренний порыв (пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух) ,

поэтическое восприятие мира (снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой)

Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. бой закипел; судьба смеялась надо мной; я тайный замысел ласкал; надежд обманутых укор. Метафора  –  это  слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. МЕТАФОРЫ ПЕРЕДАЮТ напряженность переживаний, эмоциональное восприятие окружающего мира

Определите

изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

бой закипел;

судьба смеялась надо мной;

я тайный замысел ласкал;

надежд обманутых укор.

Метафора  –  это  слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

МЕТАФОРЫ ПЕРЕДАЮТ

напряженность переживаний,

эмоциональное восприятие окружающего мира

Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота… Олицетворение  — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ. С помощью олицетворений передается  понимание природы, полное слияние Мцыри с ней «Мцыри»  иллюстрации Ф. Д. Константинова

Определите

изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

  • там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры;
  • и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…

Олицетворение  — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

С помощью олицетворений передается

  • понимание природы,
  • полное слияние Мцыри с ней

«Мцыри»

иллюстрации Ф. Д. Константинова

Изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. Антитеза – сопоставление двух противоположных предметов, явлений, понятий. Гроза. Монахи её боятся. Для них это олицетворение божьего гнева, небесной кары. Для Мцыри  –  родная стихия! (вольная, свободная). Природа утром: красиво, восхитительно, изумительно (потому что после дождя). Мцыри смотрит на неё глазами свободного человека. 3) Мцыри заблудился. Природа стала для него врагом ( Лес спутанный (Терновник, спутанный плющом гл. 15, Жаром томим ( И как его палил меня огонь безжалостного дня), огнём сама земля дышала мне гл.21) Барс – частица дикой природы; Мцыри – частица человеческой природы, но загнанный в определенные обстоятельства. Это схватка диких и природных человеческих сил. Каждый из них – частица природы

Изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

Антитеза – сопоставление двух противоположных предметов, явлений, понятий.

Гроза. Монахи её боятся. Для них это олицетворение божьего гнева, небесной кары. Для Мцыри  –  родная стихия! (вольная, свободная).

Природа утром:

  • красиво, восхитительно, изумительно (потому что после дождя).
  • Мцыри смотрит на неё глазами свободного человека.

3) Мцыри заблудился. Природа стала для него врагом ( Лес спутанный (Терновник, спутанный плющом гл. 15, Жаром томим ( И как его палил меня огонь безжалостного дня), огнём сама земля дышала мне гл.21) Барс – частица дикой природы;

Мцыри – частица человеческой природы, но загнанный в определенные обстоятельства. Это схватка диких и природных человеческих сил. Каждый из них – частица природы

Изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя. Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слёзы, слёзы потекли...  Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких бешеных коней... Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!.. Риторические вопросы, восклицания, обращения  также являются средством выражения сильных душевных переживаний.   (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю). Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с повторением союзов, предлогов, слов (Гл.15)

Изобразительно-выразительное средство

и его роль в создании образа героя.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слёзы, слёзы потекли...

Он с детских глаз уже не раз

Сгонял виденья снов живых

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких бешеных коней...

Про битвы чудные меж скал,

Где всех один я побеждал!..

Риторические вопросы, восклицания, обращения  также являются средством выражения сильных душевных переживаний.   (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с повторением союзов, предлогов, слов (Гл.15)

В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину.  Н.Н.Дубовской  (1859 -1917) Л.О.Пастернак (1862-1945)  И.Тоидзе (1902-1985) Ф.Д.Константинов (1910-1997) М.Н.Орлова-Мочалова (1898-1958) И.С.Глазунов род.1930г И.Е.Репин 1844 - 1930 гг

В разное время иллюстрировали поэму

В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова,

Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко.

Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат

И.Е. Репину.

Н.Н.Дубовской

(1859 -1917)

Л.О.Пастернак (1862-1945)

И.Тоидзе

(1902-1985)

Ф.Д.Константинов

(1910-1997)

М.Н.Орлова-Мочалова

(1898-1958)

И.С.Глазунов

род.1930г

И.Е.Репин

1844 - 1930 гг

«…Бродил безмолвен, одинок,  Смотрел, вздыхая, на восток…» М. Н. Орлова-Мочалова подготовила целый ряд гравюр, показывающих главного героя поэмы в различные моменты его нахождения «на свободе». И.Глазунов. Мцыри в монастыре С. И. Глазунов показал Мцыри в разных состояниях: радостным и напряженным. М.Орлова-Мочалова. Мцыри в монастыре

«…Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток…»

М. Н. Орлова-Мочалова подготовила целый ряд гравюр, показывающих главного героя поэмы в различные моменты его нахождения «на свободе».

И.Глазунов. Мцыри в монастыре

С. И. Глазунов показал Мцыри в разных состояниях: радостным и напряженным.

М.Орлова-Мочалова. Мцыри в монастыре

«О, я как брат  Обняться с бурей был бы рад!» Ф. Константинов. Мцыри Первые иллюстрации Константинов создал в 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова. При взгляде на иллюстрацию невольно вспоминаются слова Мцыри о дружбе «краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». На данной работе художник воссоздаёт атмосферу бури. Но не чисто внешними средствами, а при помощи искусного использования светотеневых контрастов. В. Замирайло. Ф. Константинов. Побег из монастыря  Мцыри в грозу

«О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!»

Ф. Константинов. Мцыри

Первые иллюстрации Константинов создал в 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова. При взгляде на иллюстрацию невольно вспоминаются слова Мцыри о дружбе «краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой». На данной работе художник воссоздаёт атмосферу бури. Но не чисто внешними средствами, а при помощи искусного использования светотеневых контрастов.

В. Замирайло.

Ф. Константинов.

Побег из монастыря

Мцыри в грозу

«Держа кувшин над головой,  Грузинка узкою тропой  Сходила к берегу.» Ф.Константинов. Мцыри и грузинка М.Орлова-Мочалова. Грузинка

«Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу.»

Ф.Константинов.

Мцыри и грузинка

М.Орлова-Мочалова. Грузинка

«И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик…» Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассёк...

«И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик…»

Удар мой верен был и скор.

Надёжный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассёк...

«…и мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.» И. С. Тоидзе изобразил героя сильным, физически крепким и не юных лет. Здесь запечатлён самый напряжённый момент поэмы – поединок Мцыри с барсом. Герой уже поднял над собой огромную кошку и с трудом удерживает её в таком положении. И. Тоидзе. Бой с барсом

«…и мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.»

И. С. Тоидзе изобразил героя сильным, физически крепким и не юных лет. Здесь запечатлён самый напряжённый момент поэмы – поединок Мцыри с барсом. Герой уже поднял над собой огромную кошку и с трудом удерживает её в таком положении.

И. Тоидзе. Бой с барсом

«Ты хочешь знать, что делал я  На воле? Жил…» Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев. Л.Пастернак. Исповедь Мцыри

«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил…»

Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев.

Л.Пастернак. Исповедь Мцыри

На скалистом склоне на фоне клубящихся облаков справа зубчатая стена и башня старого монастыря. На переднем плане слева два монаха несут обессилевшего Мцыри. Ярче всего данную иллюстрацию могут представить строки Лермонтова: Три дня все поиски по нём Напрасны были, но потом Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. Гравюра М. Н. Орловой-Мочаловой, 1953 г.

На скалистом склоне на фоне клубящихся облаков справа зубчатая стена и башня старого монастыря. На переднем плане слева два монаха несут обессилевшего Мцыри. Ярче всего данную иллюстрацию могут представить строки Лермонтова:

Три дня все поиски по нём

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Гравюра М. Н. Орловой-Мочаловой, 1953 г.

С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя.  В чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников? Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций. - Какой вывод можно сделать из всего увиденного и услышанного на уроке? В многообразии изобразительно- выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. Язык М.Ю. Лермонтова прекрасен, как и мир для Мцыри, полный красок и звуков.   Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя. 

В чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников?

Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить

для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся

и для создания новых иллюстраций.

- Какой вывод можно сделать из всего увиденного и услышанного на уроке?

В многообразии изобразительно- выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.

Язык М.Ю. Лермонтова прекрасен, как и мир для Мцыри, полный красок и звуков.

  Фрагменты поэмы были положены на музыку

М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским,

А.П. Бородиным и другими композиторами.