Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №12 «Колокольчик» города Заринска
Моя педагогическая находка «Формирование изобразительного опыта у дошкольников в процессе использования ватных дисков.
Составила:
Воспитатель первой
категории
Морева И.С.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!
Интересное вступление…..
Знакомя вас с моей педагогической находкой, я бы хотела предложить вам немного поразмышлять.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто умеет рисовать. Пока таких немного…
- Как вы думаете, коллеги, умение рисовать – врождённый дар, или всё-таки этому можно научить?
- Бесспорно, великие художники рождаются раз в сто лет. Однако научить простым способам рисования можно практически любого ребёнка и даже взрослого человека.
Сегодня стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Согласно и ФГОС ДО, который вступил в силу 1 января 2014 г, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности.
Все дети, как известно, разные, их жизненный опыт глубоко индивидуален и имеет свои особенности, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется много времени. Некоторые дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Как увлечь такого ребёнка изобразительным творчеством?
Именно для таких детишек существуют НТР, пользуются большой популярностью среди детей, родителей и педагогов.
"Неклассические художественные техники" (Этот термин использует Светлана Викторовна Погодина в своей парциальной программе «Шаг в искусство»).
В своей работе я использую парциальную авторскую программу
С.В.Погодиной «Шаг в искусство», целью которой является художественно-эстетическое развитие детей, формирование художественно-творческих способностей посредством использования неклассических художественных техник. Задачи программы «Шаг в искусство» создают условия для свободного экспериментирования с изобразительными материалами и инструментами, художественными техниками и приемами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Детям дается возможность выбора изобразительного материала. Они проявляют инициативу и самостоятельность в этом выборе. Эти задачи направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта.
Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Это очень интересные и лёгкие в исполнении виды деятельности, в которых
используются различные нестандартные инструменты и приёмы рисования.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста некоторые этапы трудно пройти, требуется базовая форма, наша задача придумать из чего ее сделать, нарисовать дети не смогут, значит должен появиться механизм, который поможет нарисовать, сделать отпечаток. Нам необходимо показать детям возможные варианты построения композиции и принцип формы образования.
Исходя из данной проблемы и появился интерес к данной теме
«Формирование изобразительного опыта у дошкольников в процессе использования ватных дисков.
которую я хотела бы представить.
Для чего в процессе обучения дошкольников основам изобразительной грамоты следуют использовать ватные диски?
Ватные диски по своей форме и фактуре способствуют развитию формообразующих движений. начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что, имея овальную и круглую форму, они помогают ребенку изобразить практически любой предмет или объект окружающей действительности.
На первых этапах малышу легче создавать свой образ на основе базовой формы. Без такой базы дошкольник, не имея опыта в области изобразительной грамоты не сможет передать даже черты знакомого животного. Таким образом, ватные диски облегчают процесс приобщения детей к работе с простыми формами.
У ватных дисков есть еще несколько преимуществ: они хорошо крепятся без клея, так как имеют ворсистую основу;
на них хорошо ложится краска, поэтому можно легко нанести любой рисунок;
их можно без труда двигать по листу бумаги, а значит, ребенок может, не нарушая рисунка, скорректировать композицию.
Технику рисования на ватных дисках можно сочетать с другими техниками, например, «тычок жесткой кистью», рисование ватными палочками, кляксографией и т.п.
Какие образы можно создавать с помощью ватных дисков:
Все образы можно разделить на несколько групп:
Предметы: Мячи, клубок, пуговица, чайник, рукавицы, шапка и т.п.
Явления и предметы неживой природы: солнце, тучки, облака, горы, камни, снежные сугробы и др.
Растения и плоды: роза, ромашка, подсолнух, деревья, кактусы, грибы, яблоки и т.д.
Насекомые: божья коровка, бабочка, гусеница и др.
Морские обитатели: медуза. Рыбка, осьминог, тюлень и др.
Птицы: цыплёнок, курица, петух, снегирь, воробей, дятел, сова,, сорока и др.
Домашние животные: кошка, собака, корова, овца, лошадь и др.
Дикие животные: мышь, ежик, заяц, лиса, волк, слон, черепаха и др.
Сказочные персонажи и игрушки: колобок, неваляшка, снеговики, смешарики и др.
Используя ватные диски в изобразительном искусстве, важно помнить, что главное научить ребенка комбинировать простые формы для создания более сложных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Для обучения детей раннего младшего возраста понадобиться палитра или емкости с жидкой краской, пипетки и ватные диски. Дети набирают в пипетку краску и наносят ее на диск. Наблюдают, как растекается краска по ватному диску, как смешиваются цвета. А еще очень полезно для развития мелкой моторики, научить малышей пользоваться пипеткой. Готовые кружочки можно высушить, а потом сделать из них какую-нибудь поделку, например, аппликацию или гирлянду. Занятия организую небольшими подгруппами (5-6 детей). После овладения детьми навыками работы с дисками, провожу групповые занятия. В старшем дошкольном возрасте для создания узоров можно использовать элементы росписей народного декоративно-прикладного искусства (дымковскую роспись, гжель, городецкую, хохлому и т.д.). Дети могут самостоятельно изменять форму дисков, создавать натюрморты и пейзажи.
Как же используются ватные диски?
Прежде чем составлять образ из ватных дисков, необходимо подготовить фон.
Для фона можно использовать акварельные, и гуашевые краски.
Высушивать фон не нужно. На влажную основу диски легче крепятся. При этом клей не используется.
Крепить ватные диски нужно следующим образом: разъединить половинки дисков; смочить поверхность бумаги водой, в том месте где будет крепиться диск; диск присоединить к работе; увлажнить его водой с помощью кисти; покрыть его поверхность краской. Можно рисовать на самом диске и около него дорисовывать детали.
ИСПОЛЬЗУЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ ПО ВАТНЫМ ДИСКАМ, Я ПОЛУЧИЛА СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора.
Научились составлять композиции, подбирать сочетание цветов.
Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, ведь многие техники напоминают игру и можно пошалить с красками. Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Особенности творческого развития трёх лет?? Звучит только про 3 года
Для творческого развития детей трёх лет характерно расширение познавательной сферы и изобразительного опыта, поэтому появляется возможность, обучить их не только художественным техникам, но и формообразующим движениям.
В младшем дошкольном возрасте замысел неустойчив, изобразительные умения требуют постоянного закрепления и поддержки.
Для достижения выразительности необходимо в процессе обучения предоставлять детям разнообразные варианты выполнения работ по одной теме. Содержательное многообразие материала стимулирует собственное творчество, а вернее его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать насколько разнообразен мир и возможности его отражения.
Используя ватные диски в качестве изобразительного материала, важно помнить, что главное - это помочь ребенку научиться комбинировать простые формы, для создания более сложных.
Неклассические техники создают условия для того, чтобы дошкольник проявлял стремление экспериментировать с материалами. Таким образом появляется возможность перевести имеющийся у него опыт на другой качественный уровень.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Это очень интересные и лёгкие в исполнении виды деятельности, в которых используются различные нестандартные инструменты и приёмы рисования.( повторение)
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Увлекаясь неклассическими техниками, я не отодвигаю на второй план классические техники. Они являются для ребенка проводником в мир искусства, позволяют с помощью простых манипуляций с изобразительными материалами визуализировать образ, складывающихся на основе первых наблюдений, раскрыть содержание задуманного образа доступными средствами.
Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет огромное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа.
- Надеюсь, уважаемые коллеги, вы убедились, что рисовать – это совсем не сложно, если правильно направить ученика, создать все необходимые условия и использовать современные способы и методы обучения.
И в заключении хочу сказать:
« Страна, в которой учили бы рисовать также, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерства» (Дени Дидро). И я с ним полностью согласна. Спасибо за внимание!