ГБОУ ЛНР «Роскошнянский учебно – воспитательный комплекс специализированная школа I – III ступеней – детский сад
Лутугинского района»
Этапы выполнения и оформления научно - исследовательской работы
Подготовила учитель истории и обществознания
Яковенко Е.В.
2018 г.
«Великие дела не делаются вдруг»
Софокл
Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей.
Задачи мастер-класса
- Изучить основные этапы работы над исследованием и методы исследования на каждом этапе.
- Изучить структуру исследовательской работы.
- Закрепить на практике основные позиции темы.
Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
Развивается умение анализировать, высказывать свою точку зрения и доказывать ее.
Основные этапы исследовательского процесса
І этап. Подготовка к исследовательской работе
1. Обозначить проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Определить тему исследовательской работы;
3. Раскрыть актуальность исследовательской работы.
4. Сформулировать цель исследовательской работы и поэтапно расписать задачи;
5. Выбрать оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составить план работы для реализации.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстового описания или презентации, будет ли наличие диаграмм, фотографий, аудио- или видеозаписей);
4. Распредели задачи и обязанности между участниками в группе, если это групповая работа.
ІІІ этап . Процесс исследования
1. Собрать необходимую информацию для проведения исследования.
2. Подобрать материал.
3. Провести то, что запланировал: интервью, социологический опросы, анкетирование.
ІV этап. Выводы
1. Провести анализ полученной информации;
2. Сформулировать выводы.
V этап. Отчет и защита работы
1.Оформить и подготовь представление результатов работы;
2. Провести защиту исследовательской работы и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Принять участие в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Понятийный аппарат исследования
Актуальность работы – важность данной темы в настоящее время.
Проблема
Гипотеза
Исследование
Решение
ПРОБЛЕМА - это задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений.
Формулировка темы
Тема - это визитная карточка исследования.
Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность ( это то, к чему применяется исследование).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это свойство или характеристика объекта.
Цель исследования - это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
• выявить;
• установить;
• обосновать;
• уточнить;
• разработать;
• доказать;
• объяснить;
• определить.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ — это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Задачи лучше оформлять в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута:
- изучить;
- определить;
- выявить;
- обобщить;
- показать;
- обосновать;
- раскрыть;
- апробировать и т. д .
Гипотеза – это предполагаемый ответ на заданную проблему, при формулировке можно использовать сложные предложения:
«Если..., то...»;
«Так..., как ...»;
«При условии, что...»
Отбор методов исследования
Методика исследования – совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.
Метод исследования - это способ достижения цели исследования:
• теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация);
• эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Составление плана исследования
Поиск и отбор информации по теме исследования
Накопление материала изучение литературы и источников, ознакомление с теорией и историей вопроса, достижениями в смежных областях, консультация, наблюдение.
Осмысление собранного материала сравнение, анализ, обобщение, аналогия, моделирование.
Проверка и уточнение фактов, критика, уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов.
Структура исследовательской работы:
литературы и Интернетресурсов
СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ:
Основная часть работы
В ее главах подробно раскрывается методика и техника исследования и обобщаются результаты.
Содержание глав должно точно соответствовать теме исследования и полностью ее раскрывать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение - анализ полученной в ходе исследовательской работы информации.
Библиографический список использованной литературы
Каждый источник должен иметь отражение в тексте работы.
Источники, откуда заимствуются факты или цитаты чьих-то работ должны быть обязательно указаны в подстрочной ссылке.
Приложения
Подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т. д. оформляют с учетом принятых в исторической науке правил описания.
Отчет и защита работы
Учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты исследовательской работы.