СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. "Проектная деятельность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я делилась своим опытом работы над проектной деятельностью. Отметила сложности и проблемы, которые возникают у педагогов и обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. "Проектная деятельность"»

III Межрегиональный фестиваль инновационных идей и образовательных проектов «ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА»-2017





«Проектная деятельность: сложности и проблемы».

(мастер-класс)

Составила

учитель высшей квалификационной категории

Коростелёва М.В.

Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе. Часто именно учитель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика.


Хотелось бы поделиться своим опытом проектной деятельности.

Метод проекта с удовольствием использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В прошлом учебном году и в этом году являлась экспертом и членом жюри на конференции «Родной благословенный дом», в этом году членом жюри на межрайонном конкурсе проектов, участник городских конференциях по проектной деятельности в г.Москве, много изучила литературы по данной теме. К сожалению, могу отметить, что у многих участников конкурсов, выставляющих свои работы, или учителей, представляющих свои уроки на конференциях, весьма приблизительное представление о проектной работе. Поэтому хотелось немножко сказать о принципах проектной деятельности и основных ошибках на примере конкретных работ и уроков, которые я экспертировала.. В своей статье я расскажу о дисциплинах ,которые ближе мне как учителю-словеснику.

Большинство участников конкурсов представляют проект таким образом: дал учитель детям творческое задание, дети его выполнили, получили какой-то продукт в итоге - вот и проект или проектный урок. Это ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Есть определённые критерии, на основании которых урок или работа определяются как проектные. В первую очередь, обязательно наличие проблемы (не гипотезы!), которую дети должны сформулировать из проблемной ситуации. То есть проектная работа обязательно начинается с проблемной ситуации.  Свою статью я назвала «Проектная деятельность: сложности и проблемы». Получилась игра слов: проблема – ключевое слово проектной деятельности. Если у детей первый проектный урок, им нужно объяснить, что главное умение, которое от них потребуется – сформулировать проблему. Собственно, наличием проблемы этот вид урока отличается от всех других. А следующие проектные уроки хорошо бы начинать с вопроса: «Какое главное умение потребуется от вас на этом уроке?» Дети сразу включатся, будут очень внимательно слушать проблемную ситуацию, попытаются уловить и сформулировать проблему.

Логика проектного урока в общих чертах такова: проблемная ситуация - проблема - цель - продукт.

Цель – САМОСТОЯТЕЛЬНО (!) найти способ решения проблемы. Учитель может помочь детям сформулировать проблему, но способ её решения дети должны предложить сами. Также не следует путать продукт и результат проекта. Продукт – это может быть как конкретное изделие (макет, настольная игра и пр.), так и предложения ребят по решению проблемы (обычно такой вид продукта бывает на проектных уроках). А результат проекта – это достигли цели или нет. И на это нужно обязательно обращать внимание детей!
Тема сегодняшней моей статьи родилась из наблюдений. Хочу привести несколько примеров.

Основные ошибки при проведении проектного урока:

  1. Неправильно сформулирована проблема.

  2. Цепочка Проблемная ситуация – Проблема – Цель не связаны между собой.

  3. Итог не соответствует поставленной цели.

  4. Дети выполняют задание учителя.

Рассмотрим эти ситуации на примере конкретных уроков.

1. Неправильно сформулирована проблема. Вот, например, формулировка проблем на двух уроках, заявленных как проектные, по литературе и русскому языку:

  1. Что такое нравственность?

2. Фразеологизмы как средства обогащения нашей речи.

В чём ошибка? На проектном уроке или в проектной работе проблема формулируется со слова «как». Как сделать так, чтобы….Это не прихоть. Как вы считаете, из такой формулировки детям понятно, чем они будут заниматься?



2. Нет логической связи между проблемной ситуацией и проблемой или целью.

Например. Урок литературы. Проблемная ситуация. «Почему так происходит: какие-то песни становятся не просто популярными, они переходят из поколения в поколение, люди их любят и помнят. А какие-то песни становятся хитом на несколько недель, а потом исчезают и забываются также быстро, как и появились». Проблема: как с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Связи нет. Если учитель хотел акцентировать внимание детей на синквейне, то это нужно было отразить в проблемной ситуации. Например: Ребята, вы уже знакомы с таким приёмом, как синквейн. С помощью синквейна можно показать своё понимание какого-то предмета или явления, актуализировать знания или обобщить. А может ли синквейн служить доказательством? Можно ли с помощью синквейна доказать, что какая-то песня уйдёт в народ и будет передаваться из поколения в поколение? В таком случае была бы связь между проблемной ситуацией и проблемой.

3. Итог не соответствует поставленной цели.

На том же уроке литературы была цель – с помощью синквейна доказать, что песня будет жить долго. Синквейны были такие: Родина. Любимая, могучая. Ну и т.д. Это синквейн о Родине, а не о песне. Доказательный синквейн звучал бы иначе: Песня. Лиричная, вдохновляющая. Помогает, воодушевляет, настраивает.

4. Дети выполняют задание учителя.

Цель проектного урока – найти способ решения проблемы. Учитель может помочь сформулировать проблему и цель. Но способ решения проблемы дети должны предложить свой, в этом и есть смысл проектного урока.

Вот, например, очень хорошая проблемная ситуация на уроке русского языка.

Все мы с вами живем в городе, в многоэтажных домах. Нас окружают магазины, школы, детские сады. Мы пользуемся водопроводной водой, домашним телефоном, в наших квартирах тепло. Но все равно есть пожелания по улучшению расположения каких-либо объектов, с которыми мы вынуждены соседствовать. Например, близость расположения автодороги или отсутствие детской площадки. Поэтому небезразличные граждане обращаются в местные муниципальные органы власти с просьбой устранить недочёты в плане строительства и возможности установления новых необходимых объектов на микрорайоне.

И дальше учитель добавляет: Сегодня мы с вами попробуем сформулировать пожелания жителей по улучшению комфорта жизни микрорайона.

– По сути, это уже не проектный урок. Вместо этой фразы можно детям предложить другую: Какая же проблема может возникнуть у жителей при составлении бумаги со своими пожеланиями в местный муниципалитет?
Дети ответят: Как правильно и грамотно оформить и составить документ для подачи в местные органы власти, используя знания по русскому языку?

Это та проблема, которую учитель ожидал услышать от детей.

Несколько лет назад в педагогическом словаре появилось понятие «проблемный урок». Проблемный урок подразумевает постановку учителем проблемной задачи, которую дети решают в течение урока. Очень часто мы путаем проектный урок именно с проблемным уроком. И там, и там есть проблема – так какая разница? Например, один педагог рассказал мне о своём уроке. Дети, работая с текстом «Слова о полку Игореве», должны были ответить на вопрос: «Какие были представления о чести на Руси». Автор уверял, что это проектный урок. В чём же ошибка? Проблема на проблемном уроке подразумевает постановку цели как узнавание чего-либо. Проблема на проектном уроке подразумевает целью нахождение способа решения проблемы. 

Не знаю, права ли я, но мне кажется, начиная подготовку проектного урока, нужно понять, какой продукт мы хотим видеть в итоге. То есть, идти от конца урока. Только чёткое понимание продукта позволяет чётко сформулировать цель урока для учащихся, т.е так сформулировать цель, чтобы учащимся было понятно, чем они будут заниматься на уроке. Например, на уроке «Чередование гласных в корне слова» в качестве продукта от детей мне нужны стихи-запоминалки, сказки-запоминалки, таблицы,перфокарты, которые помогут запомнить данное правило. Соответственно, цель будет какая? – Разработать наглядные материалы, придумать стихи и сказки на тему «Чередование гласных в корне слова». И детям достаточно просто будет себя оценить – достигли они цели или нет. Таким образом, двигаясь в обратном направлении (от конца урока к началу), далее легко формулируется проблема: как запомнить правило на чередование корней. А теперь остаётся расписать проблемную ситуацию, из которой дети могли бы сами сформулировать проблему. Как правило, это и вызывает наибольшие затруднения.

Практикум.

Вот проект по литературе, представленный обучающимися одной из школ Москвы на конференции «Защитим и сохраним книгу». 

Проблема: Сокращение печатных книг, замена их гаджетами.

Гипотеза: "Могут ли учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения книг?»

Цель работы: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения печатных книг.

Задачи:

а) Разработать вопросы и провести социологический опрос о чтении книг одноклассниками и их родителями.
б) Анализ литературных источников, поиск информации в Интернете о данной проблеме.
в) Выяснить, как часто обучающиеся посещают библиотеку.
г) Провести среди учащихся конкурс рисунков, писем, сказок, посвященных любимым книгам и литературным героям.
д.) Провести среди учащихся начальной школы уроки, посвященные значимости книг.
е) Привлечь внимание к данной проблеме обучающихся школы, провести разъяснительную работу о том, что нужно сохранять и беречь книги как наше историческое и литературное наследие.

 

Давайте попробуем преобразовать эту интересную задумку в полноценную проектную работу. Это может быть как проектный урок, так и долгосрочный проект – требования и логика одинаковы. Что учитель хочет видеть в итоге? То, что он прописал детям в задачах. Детей можно к этому подвести. 

Итак, какие ошибки мы здесь видим?

  • нет проблемной ситуации

  • неправильно сформулирована проблема

  • гипотеза сформулирована неверно, к тому на проектном уроке она в принципе не нужна

  • учитель сам поставил перед детьми задачи





Давайте посмотрим исправленный вариант.  

Этап 1-й.

Проблемная ситуация (озвучивается педагогом или дети читают какие-то статистические данные и т.п.)

Проблема: как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения печатных изданий книг.

Цель: найти способ, как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения печатных изданий книг.

Этап 2-й.

Прописанные ранее учителем задачи - это прогнозируемые предложения детей в группах, т.е. их проект.

А если уж очень хочется оставить гипотезу. Её нужно сформулировать правильно. Например, учащиеся Москвы не могут ничего сделать для спасения книг. И тогда в конце работы последует вывод – подтвердилась гипотеза или нет.

Вывод: В ходе работы над проектом наша гипотеза не подтвердилась. Так как нам удалось привлечь внимание определённой группы людей к проблеме сохранения и бережного отношения к печатным книгам, ведь они являются нашим литературным и историческим наследием.































Используемая литература:

  1. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.

  3. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т

  4. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005



Интернет ресурсы:

    1. https://infourok.ru/polozhenie-o-proektnoy-deyatelnosti-1481579.html

    2. https://multiurok.ru/files/chiem-otlichaietsia-proiekt-ot-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html

    3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/01/21/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti

    4. http://www.sovnet.ru/library/3_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf