Математическая игра в 5 классе, посвященная Дню космонавтики
Цель игры:
- обобщить знания учащихся по теме "Действия с обыкновенными дробями";
- формировать знания о первых полетах в космос;
- формировать товарищеские отношения, чувство ответственности, умение работать командой, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. 12 апреля весь мир отмечет День авиации и космонавтики. Это особенный день - в этот день в 1961 году Ю.А.Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет, открыв тем самым эпоху пилотируемых космических полетов. В этом большая заслуга многих ученых-математиков - покорение космоса невозможно без математических расчетов.
Сегодня мы совершим космическое путешествие прямо из кабинета математики. Каждая команда - экипаж ракеты, которому предстоит совершить полет. Победит тот экипаж, который наберет больше очков.
Каждый этап полета, в зависимости от количества верно решенных примеров, оценивается звездами разного цвета:
коричневая - 1 балл;
желтая - 2 балла;
зеленая - 3 балла;
синяя - 4 балла;
красная - 5 баллов.
2. Предполетная подготовка.
Беседа об истории космонавтики. А знаете ли вы...
Слайды №№ 2-5.
Название корабля, на котором полетит ваш экипаж, вы узнаете, выполнив предстартовую подготовку.
Слайды №6 и №7.
Итак, в полет отправляются экипажи "Восток", "Салют", "Буран".
Звучит команда "Поехали!" (слова Ю.А.Гагарина)
3. Орбитальный научный эксперимент.
Экипаж делится на три группы. Каждая группа получает карточку с тремя примерами и перечень ответов к ним. Решив примеры и записав номер выбранного ответа, группы сдают задания судьям.
Слайды №8 и №9.
Пока судьи проверяют решения - рассказ о первом спутнике.
Слайд №10.
Освоение космического пространства началось 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы: "Я здесь! Я лечу!". Он представлял собой шар из алюминиевых сплавов диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28 800 км/ч. За полтора часа спутник облетал весь земной шар, а за сутки полета совершал 16 оборотов.
4. На оборотной стороне Земли.
Экипаж делится на две команды. Члены команды по очереди решают по одному примеру. Ответ записывают в пустую клетку. Ответ предыдущего примера является первым числом в следующем примере. Цель: правильно и быстро выполнить это задание. Время ограничено.
Критерии оценивания:
5 правильных - красная звезда
4 правильных - синяя звезда
3 правильных - зеленая звезда
2 правильных - желтая звезда
1 правильный - коричневая звезда.
Слайд №11
Пока судьи проверяют решения - рассказ о первых живых существах на орбите.
После удачно осуществленного полета первого искусственного спутника Земли перед учеными встала задача - вывести на орбиту живое существо. Дорогу в космос для человека проложили собаки и мыши. В космос слетали 21 серая и 19 белых мышей. Собаки прошли все виды испытаний. Они длительно находились в кабине без движения, переносили большие перегрузки, вибрации. Ученые записывали биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д., изучая воздействие на организм невесомости. В честь животных, отдавших жизнь во имя науки, перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну. Ее вершину венчает устремленный ввысь спутник, из которого выглядывает Лайка - собака-космонавт.
5. Внештатная ситуация - метеоритный дождь.
Необходимо устранить неисправность ракеты. Экипаж делится на две команды. Каждой команде предлагается задание, в котором решения четырех примеров, но в них допущены ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить решение. Выполненные задания сдаются судьям. Время ограничено.
Критерии оценивания:
4 правильных - красная звезда
3 - синяя
2 - зеленая
1 - желтая
Слайд №12
Пока судьи проверяют решения - рассказ об основателях космонавтики.
Слайд №13
6. Космический обед.
Во время обеда космонавты вспоминают о Земле. Перед ними - панно из цветов, на каждом лепестке - задание на действие с дробями. Экипаж делится на две группы. Каждый решает свой пример. Номера примеров указаны в сердцевине цветка. Решения выполняются на листках бумаги.
Критерии оценивания:
5 правильных - красная звезда
4 - синяя
3 - зеленая
2 - желтая
1 - коричневая
Слайд № 16
Пока судьи проверяют решения - рассказ о Ю.А.Гагарине.
Слайды №17 и №18
7. Мягкая посадка
Чтобы успешно завершить полет, проведем конкурс капитанов.
Слайды №19 - 28.
8. Подведение итогов.