СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в жизни дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о важности занятий по ФЭМП и "математического уголка" в ДОО как части ПРС.

Просмотр содержимого документа
«Математика в жизни дошкольника»

Автор: воспитатель МАДОУ №26 Кораблик г.Бердска

Матюнина Елена Михайловна


“Математика в жизни дошкольника”


«Мы обязаны позаботиться, чтобы при вхождении в мир чисел ребенок получал удовольствие от чувства успеха…» [2]


Сегодня мне бы хотелось затронуть тему математики в ДОО. Для многих математика в детском саду – это только занятия по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений). Но на самом деле, мир чисел, цифр, фигур и прочих математических понятий окружает ребенка повсюду. Ребенок сталкивается с математикой постоянно. Именно поэтому она так важна для дальнейшего его развития и успешного вхождения в мир взрослых.

Многие взрослые еще со школы испытывают страх перед математикой, но мне бы хотелось снять это напряжение взрослых и не передавать его дошкольникам, а сделать веселой развивающей игровой деятельностью. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Это их основная потребность и источник развития.

«Без чисел мы не можем подсчитать сдачу, сообщить время, найти адрес, или телефон друзей, проехать на автобусе. Числа нам нужны, чтобы регулировать всю нашу жизнь» [тот же, там же.].

Я считаю, что одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование мыслительных умений (концентрация внимания, воображения, логики, глазомера и т.д.) и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки детей к школьному обучению.

«Еще задолго до того, как ребенок встретится с математикой и ее формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с некоторыми основными понятиями, которые лежат в основе математического мышления. Многие из этих понятий нам, взрослым, кажутся настолько простыми, что трудно себе представить, что им нужно обучать. Понятие одинаковый, например, для нас так очевидно, что легко просмотреть все его тонкости и сложности. Однако, пока ребенок не изучит различные способы его употребления и не познает, при каких обстоятельствах оно употребляется, он не может правильно обращаться с такими понятиями, как величина, количество, больше и меньше» [2, стр. 7.].

Чтобы математика стала понятнее ребенку и не пугала его в повседневной жизни, задача родителей и воспитателей применять ее в понятной форме на конкретных примерах. В соответствии с ФГОС ДО в группе для детей должна быть создана предметно-развивающая среда (ПРС), это среда, способствующая стимулированию развития ребенка.

Примером такой ПРС является создание «Математического уголка».

«Математический уголок» - это зона в группе, где собраны развивающие математические материалы. Они постоянно меняются в соответствии с темой недели по календарному планированию, возрасту детей в группе. «Математический уголок» - подборка дидактического материала, последовательные карточки с числами и цифрами, раскраски цифр, геометрических фигур, логические задания, задания – лабиринты, головоломки, конструкторы, подручные материалы счета, книжки со сказками, загадками по темам, мини-театр, куклы и игрушки, музыкальное сопровождение, календарь, часы и многое другое.

Может возникнуть вопрос: зачем в «математическом уголке» театр кукол? Все это материал, который воспитатель использует на занятиях по ФЭМП или в игровых, режимных моментах для наглядной демонстрации математических понятий.

На мой взгляд, чтобы занятия по ФЭМП были интересными, они должны быть комбинированными. Например, счет до пяти можно изучать через песню и театрализацию героев. Комбинирование различных техник и приемов: М. Монтессори, театрализации, экспериментирования, обучения в повседневных бытовых ситуациях, играх, ТРИЗ и т.д. – залог «веселой», ненавязчивой математики.

Так математический материал может и выходить за пределы зоны «математического уголка». Например, цифры могут быть развешаны по всей группе. Когда воспитатель хочет внести математический элемент в свое объяснение чего-либо, он обращается к этой цифре на стене. («Ребята, нас сегодня всего 8 человек, посмотрите на цифру 8 на нашей стене в приемной…» и т.п.) Именно так ненавязчиво математика станет для ребенка другом. Он сможет к выпуску из подготовительной группы стать уверенным пользователем простых математических понятий. Он будет готов к ее более глубокому дальнейшему изучению в школе. Именно в этом заключается основная роль воспитателя для детей. Осуществить преемственность образования. Плавно передать воспитанников для дальнейшего обучения. Желаю вам включить воображение, и в ваших фантазиях обязательно родятся подходящие средства и методы для включения математических понятий в жизнь ребенка в непроизвольной форме.