СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для отработки задания 12 ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит теоретический материал, алгоритм выполнения задания 12 ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Материалы для отработки задания 12 ОГЭ»

Материалы для отработки задания 12 ОГЭ по русскому языку (лексический анализ)

Задание 12 ориентировано на умение находить и заменять указанное слово синонимом (реже – синонимичным выражением). Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным.

Для успешного выполнения данного задания ученик должен знать: лексику и фразеологию; синонимы; группы слов по происхождению и употреблению (слайд 2).

I. Лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется  лексикологией (гр. lexikos - словарный + logos - учение). Её интересует лексическое значение, смысл слова. Лексикология рассматривает исторические изменения, происходящие в словарном составе языка, изучает слова с точки зрения их происхождения и употребления (слайд 3).

Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

IV. Группы слов по происхождению и употреблению.

По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении (слайд 4).

Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

К ограниченным в сфере употребления относятся:

  • диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).

  • профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);

  • жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские (слайд 5).

Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

Среди устаревших слов выделяют:

  • историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);

  • архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

II. Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: сказать - произнести, дом - жилище, бегемот - гиппопотам.

Синонимический ряд – это ряд слов одной и той же части речи, близких по значению. Каждое из синонимов в ряду может употребляться в одном стиле речи и не употребляться в другом (слайд 6).
Например: физиономия - лик - морда - лицо. Слова "физиономия" и "морда" употребляются только в разговорном стиле. Слово "лик" употребляется в художественном стиле. А вот слово "лицо" может употребляться в любом стиле, поэтому считается нейтральным.

Стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, не прикрепленные к определенному стилю речи, лишенные стилистической окраски (слайд 7).

Например: слово "бесконечный" является стилистически нейтральным по отношению к синонимам "безграничный", "беспредельный", "необъятный", "необозримый", "бескрайний", "безбрежный", которые употребляются в художественном стиле; слово "казаться" будет нейтральным по отношению к синонимам "чудиться", "мерещиться", употребляющимся в разговорном стиле, и к словам "грезиться", "мниться", которые употребляются в художественном стиле.

Таким образом, ваша задача – выбрать среди синонимического ряда стилистически нейтральный синоним. Стилистически нейтральным синонимом к слову "пошушукались" в задании выше будет слово "пошептались". В случае затруднений вы можете обращаться к словарю синонимов. Но, разумеется, не на экзамене.

III. Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые и неделимые словосочетания, цельные по своему значению (слайд 8). Эти неделимые словосочетания называют фразеологизмами (фразеологическими оборотами) (слайд 9). Фразеологизм по значению равен либо одному слову, либо предложению.

Алгоритм выполнения задания и план рассуждения (слайды 10, 11):

  • прочитать предложение и определить лексическое значение указанного в формулировке задания слова, либо фразеологического оборота;

  • подобрать возможные синонимы к этому слову;

  • определить, какой из найденных синонимов можно отнести к стилистически нейтральным:

- наиболее употребителен;

- не носит оттенка разговорности и книжности;

- обладает минимальной экспрессией.

Потренируйтесь, попробовав решить несколько заданий (слайд 12). На следующем слайде указаны правильные ответы (слайд 13).



Использованные источники (слайд 14):

1) https://gordeevaln.ru/type_task/огэ-2024-задание-12

2) https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/12/02/oge-zadanie-6-leksika-i-frazeologiya

3) https://studopedia.ru/3_33152_leksicheskaya-sistema-yazika.html.