МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж
имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»
(КГА ПОУ «ДВГГТК имени Д.М. Карбышева)
«Вопросы исследования и организация изучения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса»
Разработка рекомендаций по повышению результативности деятельности предприятия на примере деятельности
ООО «РЕМС» и ООО «НАСКАР»
(из материалов участия в студенческой конференции)
Эффективность деятельности предприятий малого бизнеса.
Введение
Актуальность данного исследования, на современном этапе неоспорима. Переход к рынку в России привел к разукрупнению многих хозяйствующих субъектов и появлению значительного количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В развитых странах субъекты малого бизнеса зарекомендовали себя как необходимая и важная составляющая сильной национальной экономики. Они обеспечивают увеличение занятости, развивают наукоемкие, инновационные и рисковые виды деятельности и, таким образом, способствуют экономическому росту.
Малое предпринимательство, являясь неотъемлемым сектором рыночной экономики, имеет отчетливо выраженную региональную ориентацию.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Недооценка роли малого предпринимательства, его функциональных возможностей в большинстве субъектов Федерации приобрела характер крупномасштабного стратегического просчета, провоцируя депрессивные ситуации в отдельных территориях. Обозначилась резкая дифференциация уровня развития малого предпринимательства по регионам. Разработка и реализация государственных программ развития малого предпринимательства не дали ожидаемых результатов.
В данной связи исследование особенностей развития малого бизнеса, влияния государственной политики на этот процесс, разработка механизма модели управления им в современных условиях является актуальным, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан. В период рыночных реформ необходимым условием становится развитие малого бизнеса в регионах, что позволит преодолеть отраслевой и региональный монополизм, предоставить дополнительные рабочие места, сформировать региональные рынки.
Выполнение исследований проводилось в соответствии с одним из направлений изучения данной темы - анализ показателей эффективности малого бизнеса.
Степень разработанности проблемы, методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов как: М. Вебер, А. Маршалл, , А. Смит1, И. Тюнен, И. Шумпетер Сирополис К. Николас, Стэнворт Д., Смит Б., Портер.М, Шумпеттер Й. и др.
В этих работах преимущественно изучается организационно-экономическая сторона деятельности малого бизнеса. Отечественные исследователи проблемам экономического содержания малого бизнеса и его места в российской рыночной экономике стали уделять внимание во второй половине 80-х годов XX века, что подтверждают работы B.C. Автономова2, А.О. Блинова, В.Ш. Каганова, и других. Большой вклад в развитие исследований и разработку вопросов теории и методологии оценки эффективного развития МБ на уровне страны, региона внесли многие ученые, в том числе: Л. Абалкин, А, Блинов, Е. Бухвальд, А.Виленский, Н. Головацкая, А. Дадашев, П. Качура, В. Кочубей, С. Лазуренко, А. Нешитая, А.Орлов, Ю. Ровенский, И. Хакамада, О. Шестоперов, А.Шулус и др
Практика показывает, что, несмотря на наличие значительного количества публикаций, посвященных различным аспектам развития малого бизнеса, и предпринимаемые усилия по его активизации со стороны государства, коренного изменения в данной сфере экономики почти не происходит.
Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных аспектов государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и практическая значимость определили выбор темы, целей и задач данной работы
Цель исследования: выявление особенностей функционирования предприятий в условиях рынка и разработка рекомендаций по повышению эффективности результативности деятельности
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
-определение понятия малого бизнеса;
- рассмотрение эффективности деятельности предприятий малого бизнеса;
- рассмотрение порядка налогообложения малого бизнеса на примере предприятия ООО «Ремс»; и ООО «Наскар».
Объектом исследования является результаты экономической деятельности предприятий.
Предмет исследования - ДВ регион который находится в особой территориальной зоне и ему присущ особый вид торговли и оказания услуг ( торговля автомобилями, производство автомобилей , торговля завозными автомобилями. торговля запчастями и маслами).
Нормативно-правовой базой исследования являются: Налоговый кодекс, и методические рекомендации Министерства Финансов РФ.
Методические проблемы оценки эффективности развития малого бизнеса в современных трудах, как правило, рассматриваются в общем контексте предпринимательской деятельности. Кроме того, эффективность малого бизнеса чаще всего оценивается на микроуровне, отсутствует комплексный подход к оценке эффективности малого бизнеса на макро- и мезоуровне.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, диалектический метод и системный подход. В процессе исследования использованы общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, аналогия), экономико-статистические и экономико-математические методы, что позволило обеспечить достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.
Исследования проводятся на основе действующих предприятий Приморского края. На результативность деятельности предприятий оказывают влияние субъективные факторы- выбор рациональный режим налогообложения и объективные факторы - нестабильность эконом среды
В процессе исследования были использованы общенаучные подходы (системный, комплексный, логический ) и методы (математико-статистические, сравнительный).
Научная новизна исследования состоит в том, что анализ ситуаций проведен на примере действующих предприятий приморского края и позволяет разработать практически значимые рекомендации, которые можно использовать на предприятиях других отраслей.
Теоретические основы эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.
1.1Субъектами малого предпринимательства в Российской Федерации, являются коммерческие организации соответствующие определенным критериям, а так же физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статьей 4 Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а так же физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В городе Владивостоке хорошо развита инфраструктура различных направлений бизнеса, которые можно разделить на:
автомобильная (продажа и перепродажа автомобилей, комплектующих к ним, различных масел и т.д.).
строительная (строительство и ремонт торгово-офисных, развлекательных, жилых объектов и их реализация).
предоставление услуг населению (банки, агентства недвижимости, транспортные услуги, а так же учебные заведения и многое другое).
производство других товаров (одежда, сувениры, товары повседневного спроса и т.д.). (Приложение №1)
В работе рассмотрим два направления деятельности малых предприятий, а именно: строительство и автомобильная сфера.
Опыт показывает, что для наибольшей эффективности функционирования малого предприятия необходима его специализация на определенном виде деятельности. Любое малое строительное предприятие в рыночных условиях хозяйствования для повышения эффективности производственной деятельности должно быть устойчивым, сточки зрения финансовой политики. Следовательно, выбор малым строительным предприятием наиболее выгодного варианта вложения средств в различные виды производимой строительной продукции путем предварительной оценки их эффективности является важной задачей эффективной работы малого строительного предприятия.
Автомобильный бизнес, с полной уверенностью, можно отнести к самому крупному бизнесу г.Владивостока. Серьезный бизнес, серьезная конкуренция. Количество предприятий автомобильного бизнеса слишком велико, поэтому выжить в данных экономических условиях, сможет только то, которое будет вести наиболее эффективную деятельность.
Почему именно малые предприятия. Ответ очевиден. Малые предприятия - это рабочие места. Если бы не было малого бизнеса, то были бы миллионы безработных, а это значит, что казна не только не получала бы налог на доходы физических лиц, но еще и платила бы пособия по безработице.
Практика многих стран показала, что малый бизнес гораздо эффективнее. чем крупные корпорации. Статистика, свидетельствует: именно малый бизнес обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные неповоротливые корпорации с их многомиллионными и миллиардными оборотами.
1.2. Сущность малого предпринимательства
В цивилизованной рыночной экономике малый бизнес играет значительную роль в общественном развитии, обеспечивая существенный вклад в формирование ВВП и занятость большинства трудоспособного населения.
Способность быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, апробировать выдвинутые идеи делают малое предпринимательство достаточно привлекательным для широких слоев
Оценка эффективности развития малого бизнеса - это инструмент развития региональной экономики, улучшения социального климата, разрешения проблем политического характера.
Функционирование малого бизнеса требует от руководителей хозяйствующих субъектов умения видеть перспективу развития и принимать стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, на стремлении обеспечить прогресс развития системы «малое предпринимательство», выступающей в качестве подсистемы системы более сложного порядка - единой экономической системы региона.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна. Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.
Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
2.Показатели развития малых предприятий
2.1 Характеристика экономических показателей предприятий ООО «Ремс» и ООО «Наскар».
Характеризуя экономические показатели ООО «РЕМС» и ООО «НАСКАР» следует отметить, что оба предприятия были созданы в один и тот же год – 2009г. Выбранные показатели деятельности и налогообложение установлены законом РФ и законом Приморского края. Предприятия находятся на специальном режиме налогообложения.
Основные показатели экономической деятельности, используемые в расчетах эффективности деятельности предприятий ООО «НАСКАР» и ООО «РЕМС»:
валовая прибыль = выручка – себестоимость;
прибыль от продаж = валовая прибыль – управленческие – коммерческие расходы;
прибыль до налогообложения = прибыль от продаж – внереализационные расходы + внереализационные доходы;
чистая прибыль = прибыль до налогообложения – чрезвычайные расходы;
рентабельность от продаж = чистая прибыль : на выручку;
окупаемость инвестиционного проекта = чистый доход (валовая прибыль) : сумму затрат.
В результате анализа показателей выявлен рост рентабельности ООО «Наскар», которое занимается торговлей запчастями, маслами. ремонтом авто. Вкладываемые инвестиции в 2011году в размере 1млн. рублей дают рост рентабельности до 21%. Динамика показателей рентабельности продаж ООО «РЕМС» дает представление о снижении объема услуг в отрасли строительства и ремонта жилья. Окупаемость инвестиций в 2011 году дает рентабельность в размере 6% на уровне существующей рентабельности продаж. (Приложение №2).
Для более точной оценки эффективности работы предприятия рассчитывают показатели финансовой устойчивости, минимальным условием которой является наличие достаточного количества оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств (Приложение №3)
Иногда предприятие не имеет таких средств или использует их в аренде (например, ООО «РЕМС»). В таком случае по минимальному объему производства и реализации продукции можно определить, будет ли предприятие существовать дальше и получать прибыль. Таким показателем является расчет точки безубыточности (критический объем производства, при котором затраты уже окупились, но прибыли еще нет). Точка безубыточности – минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю. точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж, для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Разница между продажной ценой и себестоимостью продукта - это величина маржи, которая позволяет отсеять непригодные для бизнеса товары. В расчете нормы маржинальной прибыли участвуют два показателя – переменные затраты и цена реализации. В работе приведен график расчета точки безубыточности (Приложение № 4).
Помимо всего сказанного на эффективность деятельности предприятия оказывает влияние применяемая система налогообложения. Ее эффективность зависит от выбранного специального режима налогообложения и объекта налогообложения.
Заключение
ООО «Жень Хэ» создано в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производственной деятельности, выполнения работ или оказания услуг
Заключение: выводы и рекомендации
1. Малое и среднее предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, предает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.
Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству. Заключение
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т. д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.
2. Федеральный закон от 29.12.1995г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник – М.:Экономика. 2008. 544с.
Ильин С.С., Василева Т.И. Экономика: Справочник студента. М.: АСТ. 2007. 544с.
Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. М.: ЮНИТИ. 2000.727с.
Макконнелл Кэмпбелл Р., Стенли Л. Брю. Экономикс: Учебник М.: 2000. 1153с.
Николаев И.П., Экономическая теория: Учебник – М.: Проспект. 2003. 511с.
Сожина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник – М.,2005. 572с.
Шишов А.Л. Макроэкономика.: ЭКМОС. 2002. 352с.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учебник в 2-х томах. Т.2. – М.: Республика, 2002.
Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 696с.
Руденко А.И., Экономика предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – Мн.: 2007. – 264с.
Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятия /Учебное пособие М.: «МАУП» ,1998.
Мартьянов В.А., Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. – “Бизнес для всех”, 2008, N 14.
http://www pyramid.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие малого бизнеса
Глава 2. Особенности налогообложения малого бизнеса
2.1 Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 2.2 Упрощенная система налогообложения
Глава 3. Порядок налогообложения малого бизнеса на примере печатного издания ООО "АртЛайн"
3.1 Определение налоговой базы и расчет единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
3.2 Оптимизация налогобложения малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Субъективная – выбор рациональный режим налогообложения
Субъективные – кризис как конкрктная отрасль чувствует себя в кризисе
Нестабильность эконом средыы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям.
В настоящее время существует ряд налоговых и других льгот для субъектов малого предпринимательства. Для того, чтобы коммерческая организация, имеющая статус юридического лица, могла быть отнесена к таким субъектам, должны быть выполнены следующие условия:
1. В ее уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
2. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней, которые установлены для малых предприятий:
Отрасль деятельности Предельный уровень численности работников, чел.
Промышленность 100
Строительство 100
Оптовая торговля 50
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности 50
В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимают также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Доля малых предприятий в общей доле предприятий на 2011год была представлена следующей схемой. (приложение №1).
Глава 2. эффективность показателей работы малого бизнеса.
Предприятия малого бизнеса могут находится на общей системе налогообложения, но государством для льготирования налогоплательщиков разработаны специальные налоговые режимы, которые и являются особенностью налогообложения малого бизнеса.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке установленными законодательством о налогах и сборах (Ст.18 НК РФ).
К специальным налоговым режимам, которые могут быть применены предприятиями малого бизнеса, относятся:
1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
2. Упрощенная система налогообложения
2.1. Показатели эффективности.
ВСТАВКА
приведенная диаграмма реализации услуг предприятиями малого бизнеса показывает падение объема услуг строительной отрасли.
2.1 Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Согласно гл. 26.3. НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.
В статье 346.26 закреплен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых по решению субъекта РФ данная система налогообложения может применяться:
Оказание бытовых услуг
Оказание ветеринарных услуг
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
Розничная торговля через магазины с площадью торгового зала до 150 кв. метров
Оказание услуг общественного питания с использованием площади до 150 кв. метров
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.
Таким образом, предприятия малого бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеперечисленных видах деятельности, могут использовать льготную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Льготность данной системы налогообложения заключается в том что, уплата единого налога заменяет уплату таких налогов и страховых взносов:
для организации – налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий (согласно ст. 346.26 ч.2 НК РФ), страховых взносов в ФСС, страховых взносов в ТФОМС, страховых взносов в ФФОМС (согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
В то время как плательщики единого налога обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 14 процентов в 2010 г., и уже с 01.01.2011г. по ставке 22% на страховую часть трудовой пенсии, и 6% на накопительную часть трудовой пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Объектом налогообложения по признается вмененный доход- потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение.
Налоговой базой является величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по виду деятельности и величины физических показателей, характеризующитот или иной вид деятельности.
Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя.
Базовая доходность по видам предпринимательской деятельности приведена в нижеследующей таблице:
Виды предпринимательской деятельности
Физические показатели
Месячная базовая доходность, руб.
Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5000
Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5000
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 8000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала, кв. м. 1200
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети Торговое место 6000
Общественное питание Площадь зала обслуживания посетителей, кв. м. 700
Оказание автотранспортных услуг Количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов 4000
Разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 3000
Физический показатель характеризует определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях и используется для расчета величины вмененного дохода. Размеры базовой доходности (в рублях) и физические показатели по видам деятельности установлены в ст. 346.26 ч.2 НК РФ.
Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2, К3, где:
К1 - коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, место расположения предпринимателя внутри населенного пункта;
К2 – коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент продукции (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Значения коэффициентов К2 определяются субъектами РФ на календарный год и могут быть установлены в пределах от 1 до 0,5;
К3 – коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары , работы и услуги в РФ. Коэффициенты-дефляторы публикуются в порядке, установленном правительством РФ.
К1= ( 1000 – К оф) * (1000 + К Ом)
где К оф – кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком ;
К ом – максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности;
1000 – Стоимостная оценка прочих факторов, влияющих на величину базовой доходности, приведенная к единице площади; К оф и К Ом определяются на основе данных государственного земельного кадастра.
Ставка единого налога на вмененный доход устанавливается в размере 15 % (Ст. 346.31, Ч. 2 НК РФ).
Так, чтобы рассчитать сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 15 % .
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Единый налог уплачивается налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода
Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
2.2 Упрощенная система налогообложения
До 2003 г. упрощенная система налогообложения была предназначена для субъектов малого предпринимательства, предельная численность работающих в которых не превышала 15 человек и годовая выручка составляла не более 100 000 МРОТ на первый день квартала, когда налогоплательщик подавал заявление. Причем на упрощенную систему налогообложения можно было перейти в любом квартале.
С 2003г. переходить на упрощенную систему налогообложения могут организации и индивидуальные предприниматели подав заявление в налоговый орган с 01 октября по 30 ноября текущего года для перехода на упрощенную систему налогообложения со следующего года. Этот режим налогообложения устанавливается только НК РФ (гл. 26.2).
Сегодня, для перехода на упрощенную систему налогообложения действуют следующие условия:
Доход от реализации по итогам 9 месяцев того года , в котором организация подает заявление о переходе, не должен превышать 60 миллионов рублей (без НДС и налога с продаж);
Средняя численность работников за налоговый (отчетный ) период не должна превышать 100 человек;
Остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации не должна превышать 100 миллионов рублей;
Организация не должна иметь филиалов и представительств;
Глава 3. Показатели эффективности деятельности ООО т.д.
3.1 Определение налоговой базы и расчет налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения
ООО «АртЛайн» - печатное издание, занимающееся разработкой и выпуском журналов, газет, буклетов, визиток и прочей полиграфической продукции. ООО «АртЛайн» функционирует с 15.08.2008г.
После регистрации в течение пяти дней было подано заявление на применение упрощенной системы налогообложения, с объектом обложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Генеральным директором ООО «АртЛайн» является Абдуллаева Марианна Магомедовна. Приказом № 2 от 15.08.2008г. обязанности по ведению бухгалтерского и кадрового учета, возложены на генерального директора.
В штате предприятия находится 3 человека:
1. Генеральный директор
2. Дизайнер
3. Менеджер по работе с клиентами
Периодом работы предприятия, рассматриваемом в курсовой работе является 2010-2012гг. г.
В январе 2009 года ООО «АртЛайн» заключило с ООО «Декор» договор, по которому, ООО «АртЛайн»- исполнитель, обязуется на ежемесячной основе изготовлять каталоги производимой продукции (а именно, украшения и инвентарь для кондитерских домов). В свою очередь ООО «Декор» - заказчик, обязуется своевременно осуществлять предоплату выполняемых услуг. Стоимость выполняемых услуг определяется, путем произведения количества каталогов на стоимость за единицу. Стоимость одной единицы на дату заключения договора составляет 100 рублей. Стоимость может изменяться в связи с изменением стоимости исходных материалов, и услуг сторонних компаний, к которым может прибегнуть исполнитель в целях выполнения заказа
ч Таким образом, в январе 2009 года ООО «АртЛайн» изготовило 2000 каталогов для ООО «Декор». В процессе изготовления исполнитель, заключил договор с типографией на верстку и печать каталогов. Стоимость печати каталогов составляет 60 рублей за 1 единк работу предприятия в январе 2009 года представим в виде двух таблиц, в одной из которых отразим все доходы предприятия, а в другой все расходы предприятия. После чего, определим налоговую базу для расчета суммы налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Для упрощения задачи предположим что ООО «Артлайн» весь год работало с такими показателями как и в январе 2009 года. Определим показатели необходимые для налогообложения за год и заполним налоговую декларацию по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Расходы предприятия за январь 2009 года:
№ п.п.
Наименование операции
кол-во
цена за ед.
Итого:
1 Оплата за выполненные услуги в типографию 2000 штук 60,00р. 120 000,00р.
2 Оплата аренды помещения за январь 5 000,00р. 5 000,00р.
3 Оплата услуг телефонной связи за январь 2 000,00р. 2 000,00р.
4 Оплата труда (сумма к выдаче) за январь 32 190,00р. 32 190,00р.
в том числе:
Генеральный директор
13 050,00р.
Дизайнер
10 440,00р.
Менеджер по работе с заказчиками
8 700,00р.
5 НДФЛ за январь 4 810,00р. 4 810,00р.
6 Страховые взносы в ПФР (14% от ФОТ) за январь 5 180,00р. 5 180,00р.
7 Страховые взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2% от ФОТ) за январь 74,00р. 74,00р
Итого расходы за месяц: 169 254,00р.
Рассмотрев таблицу мы можем увидеть, что ООО «АртЛайн» оплатило по своим обязательствам в сторонние организации и выплатило заработную плату, налоги по зарплате и страховые взносы за январь 2009г.
Таким образом, сумма расходов за месяц составляет 169 254,00 рубля
Доходы предприятия за январь 2009 года:№ п.п. Наименование операции кол-во цена за ед. Итого:
1 Оплата от ООО «Декор» 2000 штук 100,00р. 200 000,00р
Итого доходы за месяц:
200 000,00р.
А доходы предприятия за этот же период, составили 200 000,00 рублей (оплата от заказчика)
Так как объектом обложения являются доходы уменьшенные на величину расходов имеем:
Доходы за месяц – Расходы за месяц = Налоговая база
200 000,00 – 169 254,00 = 30 746,00
Налоговая база составляет 30 746,00 рублей. Так как ставка налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по Республике Дагестан составляет 10 %. Определим сумму налога:
Налоговая база * Ставка налога = Сумма налога
30 746,00 * 10% = 3 075 рублей
Так получаем, что сумма налога за январь 2009г. составляет 3 075,00 рублей.
Предполагая, что ООО «АртЛайн» весь год работало с ежемесячными показателями как и за январь 2009 года, получим :
Расходы за 2009 год составили 2 031 048,00 рублей
169 254,00 * 12 = 2 031 048,00
Доходы за 2009 год составили 2 400 000,00 рублей
200 000,00 * 12 = 2 400 000,00
Налоговая база за 2009 г. составляет 368 952,00 рублей
2 400 000,00 – 2 031 048,00 = 368 952,00
Сумма налога за 2009 год составляет 36 895,00 рублей
368 952,00 * 10% = 36 985,20
Зная эти показатели, заполним налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Форма декларации по КНД 1152017, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2009г. № 58Н.
На титульном листе заполняем реквизиты предприятия и все необходимые данные:
ИНН – 0545000002
КПП - 054500003
Налоговый период – 34 (ГОД)
Отчетный год - 2009
Код налогового органа - 0545
Полное наименование организации – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АРТЛАЙН»
Код вида экономической деятельности - 74.84
Номер контактного телефона 61 – 00 - 00
ФИО подписавшего декларацию – Абдуллаева М.М.
На второй и третьей странице заполняем показатели по предприятию за год и указываем все необходимые коды и реквизиты.
К курсовой работе приложен пример заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения –
Приложение № 1Размещено на
3.2 Оптимизация налогообложения малого бизнеса таблицы з.в.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и большее количество времени для предпринимателя на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, сделать свой товар конкурентоспособным не только на внутреннем рынке, но и возможно на внешнем. Так же при упрощении налоговой системы задача налоговых органов, которые призваны следить за правильностью исчисления и уплаты налогов, значительно облегчается, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому, спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и очень скоро отменяются.
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.
Но в любой ситуации необходимо, рассматривать пути оптимизации налогообложения.
Оптимизация налогообложения – это наилучшее решение для предприятий различных форм собственности для выхода из затруднительных ситуаций.
Налоговая оптимизация крайне эффективна, особенно в нестабильные, критические периоды производственно-экономической деятельности предприятий и их продвижения на рынке. Не менее эффективна оптимизация налогообложения и для каждого отдельно взятого этапа работы предприятий.
Налоговая оптимизация помогает предприятиям избежать непомерного налогообложения и повысить собственные прибыли. Стоит запомнить, что чем раньше будет проведена оптимизация налогообложения на предприятии, тем лучше она будет действовать на практике – к примеру, на этапе формирования предприятий, когда еще возможно избежать множества неправильных действий: оптимизация налогообложения предостережет от ошибок, способных вызвать отрицательные последствия при предоставлении в налоговые инстанции отчетности о проделанной работе.
Говоря о предприятиях малого бизнеса, то тут возможно получение максимальной выгоды из использования специальных режимов в таком вопросе, как оптимизация налогов – например, УСН. Чтобы налоговая оптимизация малого бизнеса прошла как можно более успешно, необходимо учесть все факторы и заострить внимание на анализе и сопровождении сложных договоров (сделок) с точки зрения налогового планирования, отслеживании функционирования и дееспособности малого бизнеса на всех этапах работы, а также на составлении и оценивании контрактов и других документов с точки зрения налогового риска. Оптимизация налоговых платежей не позволяет упускать из внимания и экспертизу действий со стороны представителей налоговых инстанций при инспектировании объекта малого бизнеса. Она дает возможность грамотно подходить к оценке и планированию налоговых рисков для устранения возникших недостатков.
1 А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г, Лондон 656стр.
2 В.С.Автономов «Принципы экономической науки» М., 2018г. Экономика 594стр.
21