«Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратить этой
работы в забаву – это одна из труднейших
и важнейших задач дидактики».
К. Д. Ушинский
Просмотр содержимого документа
«Математический кружок»
«Сделать учебную работу насколько возможно
интересной для ребенка и не превратить этой
работы в забаву – это одна из труднейших
и важнейших задач дидактики».
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Математический кружок-это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки являются важной формой внеклассной работы с учащимися .
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углубленно или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Данный кружок позволит учащимся убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
Цель данного кружка: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры, воспитание высоких нравственных качеств на примерах из истории математики и биографии ученых, подготовка к экзаменам.
Задачи:
расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
обучить методам исследовательской деятельности;
развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
способствовать профориентации.
Данный кружок имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из шести тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В программу курса включены задачи типа «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений.
Данный кружок рассчитан на 34 часа. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме. Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не менее 60 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал.
В ходе изучения материала данного кружка целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы, медиа- презентации.
Литература:
А.В. Фарков «Математические кружки в школе»М.: «Айрис-пресс»,2007г.
В.Н. Руденко «Занятия математического кружка в 5-м классе» М.: «Искатель»,2007г.
О.С. Шейнина «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл» М.: «НЦ ЭНАС»2003г.
А.В. Спивак «Математический кружок»:М. «Посев»,2007г
Ф.Ф.Нагибин «Математическая шкатулка» М.: «Просвещение»,2001г
Журнал «Математика в школе»
Задания городских олимпиад.
Задания математической игры «Кенгуру»
Сборник задач по математике под ред. М.И.Сканави.
Календарно-тематический план кружка "Эрудит" | |
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Примечания |
1 | Текстовые задачи-1 | 1 | | | |
2 | Математические ребусы | 1 | | | |
3 | Математические ребусы | 1 | | | |
4 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
5 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
6 | Геометрические задачи | 1 | | | |
7 | Геометрические задачи | 1 | | | |
8 | Геометрические задачи | 1 | | | |
9 | Повторение | 1 | | | |
10 | Математическое соревнование | 1 | | | |
11 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
12 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
13 | Текстовые задачи-2 | 1 | | | |
14 | Текстовые задачи-2 | 1 | | | |
15 | Логические задачи | 1 | | | |
16 | Логические задачи | 1 | | | |
17 | Текстовые задачи-3 | 1 | | | |
18 | Текстовые задачи-3 | 1 | | | |
19 | Арифметические задачи | 1 | | | |
20 | Арифметические задачи | 1 | | | |
21 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
22 | Решение задач ГИА | 1 | | | |
23 | Математическое соревнование | 1 | | | |
24 | Текстовые задачи-4 | 1 | | | |
25 | Текстовые задачи-4 | 1 | | | |
26 | Взвешивания | 1 | | | |
27 | Взвешивания | 1 | | | |
28 | Геометрические задачи | 1 | | | |
29 | Геометрические задачи | 1 | | | |
30 | Устная олимпиада | 1 | | | |
31 | Задачи городской олимпиады | 1 | | | |
32 | Задачи городской олимпиады | 1 | | | |
33 | Задачи городской олимпиады | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | | |