СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический кружок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Математический кружок»

МОУ Ростошинская СОШ




















































I. Пояснительная записка


Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.


Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.


Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.


Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися

Программа рассчитана на два года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся первого и второго года обучения – 1 раз в месяц


Численность группы – 13 человек.


В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся класса.


Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.


Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

привитие интереса учащимся к математике;

углубление и расширение знаний учащихся по математике;

развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.


Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.


Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

доброжелательный психологический климат на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

оптимальное сочетание форм деятельности;

преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

доступность.


Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.


Ожидаемые результаты


По окончании обучения учащиеся должны знать:

нестандартные методы решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач;

историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.


По окончании обучения учащиеся должны уметь:

рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

применять нестандартные методы при решении программных задач


1 раз в месяц, всего 9 часов


II-1. Учебно-тематический план


Тема занятия

Общее кол-во часов

Вводное занятие. Как возникло слово “математика”

1

История чисел. Рассказы о числах-великанах

1

Запись цифр и чисел у других народов

1

Занимательные задачи

1

Математические ребусы

1

«Этюды об учёных»

1

Старинные задачи

1

Стихи-задачи. Задачи – шутки.

1

Итоговое занятие. Математический КВН

1

ВСЕГО 9 ч







III-1. Содержание



1 Вводное занятие. Как возникло слово “математика”. Беседа о происхождении арифметики. Счет и десятичная система счисления. Счет у первобытных людей. История возникновения термина “математика”. Математическая игра “Не собьюсь”.


2.История чисел. Натуральные числа. Рассказы о числах-великанах. Систематизация сведений о натуральных числах, чтение и запись многозначных чисел. Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”.


3, Запись цифр и чисел у других народов. Беседа о происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры у разных народов. Конкурс “Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?”


4. Занимательные задачи Задачи, решаемые с конца. Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Разбор различных способов решения: по действиям, с помощью таблицы.



5.Математические ребусы. Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Записи восстанавливают на основании логических рассуждений. При этом нельзя ограничиваться отысканием только одного решения. Разбор основных приемов решения математических ребусов. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений


6. «Этюды об учёных». Знакомство с великими учёными математиками и их вкладом в науку. Фото галерея.


7. Старинные задачи. Решение и обсуждение задач древности. Их изложение современным языком.


8. Стихи-задачи. Задачи – шутки. Математика в стихах. Смысл шутливых задач и способы их решения.



9. Итоговое занятие. Математический КВН Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся. Математический КВН.



IV. Методическое обеспечение


Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.

Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.

Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся,

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.


Домашние задания заключаются в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом, подбором аналогичных заданий для интерисующихся учеников.












































ФИО




































































































































































Список учащихся. Дата занятий